Персоны

Art & More: эксклюзивное интервью с художником Фабио Латтанзи Антинори

В Лондоне открылась выставка художника Фабио Латтанзи Антинори — Fabio Lattanzi Antinori: Behind the System.

Мы побеседовали с художником,

который поделился своим виденьем современного искусства и рассказал о влиянии трендов на творчество.

Итальянский художник Фабио Латтанзи Антинори

Итальянский художник Фабио Латтанзи Антинори уже много лет живет и работает в Лондоне. Основными темами его исследований в области искусства являются идеи взаимодействия корпоративных систем и влияния цифровой информации на современное общество. Начиная с 3 июня проект Art Secret приглашает жителей и гостей британской столицы посетить новую выставку Behind the System, открытую при поддержке Rolls Royce Motor Cars и St. George.

Кураторы проекта Люси Шатковская и Сильвия Бадиали предлагают взглянуть на одну из самых узнаваемых работ художника, Dataflags. Эта необычная интерактивная инсталляция основана на трагическом эпизоде мировой финансовой истории — крахе банка Lehman Brother’s. При взаимодействии со зрителем она преображает финансовые сводки в визуальный и звуковой ряд: прикосновение к экрану вызывает голос оперной певицы, который озвучивает информацию об акциях Lehman Brother’s за последние 10 лет существования банка, начиная с сентября 1998 года и заканчивая 15 сентября 2008 года, когда он официально заявил о банкротстве.

В своем эксклюзивном интервью Posta-Magazine Фабио Латтанзи Антинори рассказал подробнее о своем проекте и затронул многие другие темы — от научного подхода к искусству до стереотипов, которыми окружены художники.

Posta-Magazine: Фабио, ваши работы во многом перекликаются с культурной, социальной и даже политической средой. Например, инсталляция Dataflags посвящена банкротству Lehman Brother’s. Как вы думаете, для современного искусства важно исследовать события, происходящие вокруг нас?

Фабио Латтанзи Антинори: Я считаю, что мои работы достаточно актуальны, и мне сложно отделить себя от того, что сегодня происходит в мире. Я, конечно, стараюсь, чтобы мое искусство не были политизированным, но, живя в современном обществе, некоторой политизированности избежать практически невозможно. На данный момент меня особенно интересует изучение сферы финансов и то, как корпоративные системы могут влиять на формирование нашего мировоззрения. Речь идет и о базовом восприятии, и о духовной составляющей нашего мироощущения. Для художника вообще важно черпать вдохновение из социальной сферы. Ведь искусство во многом выполняет эпистолярную функцию: оно должно вести летопись, просвещать о том, что происходит вокруг, — иными словами, наглядно показывать работу определенных механизмов в обществе так же, как это делают другие направления науки.

—  Я заметила, что в своих работах вы комбинируете высокие технологии с традиционными медиа. В данном случае — оперой. Насколько важен для вас этот баланс?

—  Сегодня в мире искусства практически невозможно избежать технологий. Даже в живописи! Мои знакомые художники, например, используют новые технологии во время рисования — нравится им или нет. Сейчас ведь существует такое огромное количество возможностей экспериментировать с красками, добавлять пигменты, тестировать новые химические формулы… Мне использование технологий помогает передать определенный посыл, критически отобразить современное общество. Когда меня попросили создать Dataglags (для инсталляции музея Виктории и Альберта, — прим. ред.), я хотел привнести в нее некий ироничный элемент на контрасте с довольно мрачной внешней и смысловой составляющей, иначе она получилась бы психологически чересчур тяжелой. Использование оперного голоса позволило мне сделать работу немного… нелепой, при этом не избавляясь от глубокого контекста. Сочетание завораживающе красивого голоса с фактической финансовой информацией я нахожу довольно ироничным, в некотором роде даже забавным.

В Лондоне открылась выставка художника Фабио Латтанзи Антинори — Fabio Lattanzi Antinori: Behind the System

—  Этот проект очень интерактивный. Экран оживает, когда к нему прикасаешься, и неожиданно тебя окружают звуки оперного пения… Вам нравится наблюдать, как люди реагируют на инсталляцию?

—  Это потрясающе. Большинство моих работ не слишком интерактивны — эта одна из немногих. И мне очень интересно смотреть, какую реакцию она вызывает. Некоторые боятся трогать экспонат (все же, на подкорке у многих из нас сидит наказ о том, что трогать вещи в музее нельзя). Другие изучают экран, исследуют. Кто-то вовсе не понимает, что это такое. Один мой знакомый художник после превью подошел ко мне и сказал: «Какая странная работа! Ты говорил, что использовал специальную электронную краску? Ты это просто так придумал, для красивого описания?». Пришлось объяснять ему, что инсталляция сенсорная. Были и странные случаи: например, взрослые люди иногда лижут поверхность экрана — честное слово!

В Лондоне открылась выставка художника Фабио Латтанзи Антинори — Fabio Lattanzi Antinori: Behind the System

—  Сегодня на нас огромное влияние оказывают тренды: мода, сфера питания, даже медицина подвластны определенным тенденциям. На вас, как ну художника, что-то влияет?

—  Я уже упоминал, что работаю преимущественно с идеей информации. Это довольно популярное на данный момент направление в искусстве, можно сказать, модное: только в Лондоне за последнее время было немало интересных тематических выставок, в Тейт, галереях Серпентайн и Уайтчепел… Для меня, как для художника, это провоцирует постоянную внутреннюю борьбу. Исследую ли я эту сферу потому, что искренне в ней заинтересован? Или я нахожусь под влиянием какого-то веяния, даже не осознавая этого? Конечно, когда видишь какие-то потрясающие работы других художников неизбежно размышляешь о том, почему не ты это придумал. Или, например, посетив выставку Bing Bang Data в Сомерсет-хаус, я заметил, что мои работы вполне в нее бы вписались. В такие моменты приходит мысль: минуточку, я что, действительно следую какому-то тренду?

Выставка Bing Bang Data

Выставка Bing Bang Data

—  Многие люди представляют себе художника как кого-то довольно поверхностного и простого. Вот ты придумал что-то и тут же это создал, нарисовал, соорудил. Но за реализацией проекта иногда стоят часы кропотливой — а иногда довольно скучной — работы…

—  Существует множество клише вокруг художников — и, вероятно, среди нас есть много тех, кто соответствует стереотипам. Я же еще во время обучения в Голдсмитс разработал для себя определенную схему работы. Создавая что-то, я всегда стараюсь как можно тщательнее изучить и проанализировать предмет, пишу обосновательную базу — в некотором роде, веду концептуальную летопись, которая помогает мне не потеряться в собственных идеях. Вы знаете, я сам из Италии, и первую степень получил именно там. В Италии процесс обучения, например, базируется на догматической системе, она четко регламентирована и за следованием правилам строго следят. В Англии другой подход: поступив в университет, я вдруг обнаружил, что я должен сам полностью все структурировать — и у этого много плюсов. Я вообще верю в дисциплинированность и всегда стараюсь, чтобы моя работа была очень организованной.

В Лондоне открылась выставка художника Фабио Латтанзи Антинори — Fabio Lattanzi Antinori: Behind the System

—  По вашему мнению, что важнее для художника: постоянно движение, умение делать что-то радикально отличающееся от предыдущих работ? Или все же стоит сфокусироваться на определенной нише и развиваться в ее пределах?

—  Мне кажется, что всегда надо стараться исследовать предмет настолько глубоко, насколько это возможно. Но лично я рассматриваю свое творческое развитие как спираль: каждый раз завершая полный круг, я перехожу на новой уровень. Это, впрочем, не линейный процесс. Доказательством тому может стать мой альбом, где на одной странице можно найти четыре разных наброска для совершенно разных проектов. Вообще, менталитет художника, как мне кажется, должен обладать определенной эластичностью. Когда заканчивается интерес к одному предмету, ты естественным образом переключаешь внимание на что-то другое. Так, например, сегодня у всех на слуху тема миграции — так как я сам являюсь по сути иммигрантом, меня волнует эта проблематика. И в будущем я хочу посвятить проект исследованию этой области.

—  Вы уже давно живете и работаете в Лондоне. Оказал ли этот город влияние на ваше творчество?

—  Безусловно! До того, как я начал учиться в Голдсмитс, я исследовал другие тематики, например, религию и взаимодействием тела с окружающей средой. Здесь же у меня появилась возможность во многом переосмыслить себя и свои работы. Я захотел привнести новые элементы в свой творческий процесс, а именно — информационную и финансовую составляющие. Тогда я стал сшивать эти идеи, как лоскутки, в единое целое, соединять их. Так, в Риме я больше интересовался религией, так как Рим традиционно считается центром религиозной власти. Лондон — как финансовая столица мира — повлиял на мое увлечение экономической сферой.

В Лондоне открылась выставка художника Фабио Латтанзи Антинори — Fabio Lattanzi Antinori: Behind the System

В Лондоне открылась выставка художника Фабио Латтанзи Антинори — Fabio Lattanzi Antinori: Behind the System

—  Какую последнюю выставку вы посетили?

—  Tomson & Craighead (британские художники Джон Томсон и Алисон Крейгхэд, — прим. ред.) в галерее Carroll / Fletcher.

—  Когда вы идете в галерею, вы смотрите на экспонаты как профессиональный художник или просто как зритель?

—  Часто я включаю критическое мышление, но иногда я просто как любознательный ребенок изучаю то, что находится вокруг меня. Я перехожу из одного состояния в другое. Иногда привожу в действие профессиональное — в больших кавычках! — видение, иногда… шлю мысленные мейлы своему внутреннему ребенку.

В Лондоне открылась выставка художника Фабио Латтанзи Антинори — Fabio Lattanzi Antinori: Behind the System

Детали от Posta-Magazine
Выставка Fabio Lattanzi Antinori: Behind the System проходит с 3 по 20 июня.
25 Berkeley Square
Mayfair, London W1J 6HN

 

 

 

06 июня 2016
Арина Холод для раздела Персоны