Персоны

Эксклюзив. Интервью с Дмитрием Глуховским

Сможет ли человек правильно распорядиться бессмертием? Как изменится цивилизация, если люди обретут вечную молодость?

Автор популярных «Сумерек» и «Метро 2033»

рассказал Posta-Magazine о своем новом романе — антиутопии «Будущее». Выложенная в социальных сетях, книга уже набрала тысячи читателей. С 5-го сентября роман появился на книжных прилавках.

— Дмитрий, роман написан после почти пятилетнего молчания. Как долго вы работали над книгой?

— Первая идея такого романа пришла мне в голову лет 10 назад, продумывать сюжет я начал три года назад, а полтора года назад я плотно засел за работу. Последние три месяца был настоящий марафон, когда я писал и днем и ночью, что называется, без перерыва на обед.

— Отдельные главы книги вы выкладывали в соцсетях, на своей странице «ВКонтакте» — читатели действительно могли присылать вам свои вопросы и предложения? Вы брали их в расчет?

— Я собирался прислушаться к мнению читателей, но публикация романа «ВКонтакте» началась, по сути, только в июне, по главе в неделю, хотя какие-то тизеры появлялись раньше. Если честно, то в том, что касается общения с читателями, от них не поступало каких-то особенных предложений, хотя общение, отдача была серьезной. Люди просто выражали свои эмоции от прочитанного. Но, разумеется, я очень внимательно читал все комментарии. «Будущее» — совершенно не похожа ни на одну из моих предыдущих книг. Для меня это в большой степени эксперимент и я, мне кажется, многим рискую с этой книгой. Поэтому мне было очень важно понять, как люди будут на нее реагировать.

— Почти во всех ваших романах нарисованы довольно мрачные картины. Почему?

— (Смеется) Да я вообще очень мрачноватый писатель. Почему так? Ну, просто скучно писать про пушистых зайчиков на полянке в солнечный денек.

— Об этом вы дочке можете написать.

— Дочка сама уже скоро напишет какую-нибудь историю. Ей всего 2,5 года, она недавно написала «мама» первый раз и скоро, мне кажется, напишет и все остальное… У каждого автора должна быть своя специализация, и зайчики — это не мое. Меня всегда привлекали более сумрачные картины.

— Это связано с…

— С детскими травмами? Нет!

— Я имела в виду журналистское прошлое, например, когда вы были военным корреспондентом…

— Это не повлияло на то, о чем я пишу в книгах. Журналистика и книги, эти два способа самореализации, всегда были для меня разделены. С детства хотелось быть и писателем и журналистом. Во втором случае меня привлекала возможность ездить по миру, но осмысленно, с целью и задачей. Оказываться не просто в красивом месте под пальмами, а в эпицентре драматических историй, которые достойны быть среди трех главных новостей дня. Репортерство — это здорово, это интересно, я проработал тв-репортером три года. И пока занимался журналистикой, старался не увлекаться чрезмерно литературщиной — это, как вы знаете, считается дурным тоном. В свое время писать литературным языком в газетах было принято во Франции, а сейчас этим грешат издания небольших городков с населением до 100 тыс. чел. Писательство же всегда было возможностью придумывать, создавать и распространять свои идеи, погружать людей в те миры, которые я воображаю себе, увлекать их авантюрами, которые я черпаю из некоего эфира, заставлять их верить в мое «вранье».

— Получается, мне кажется, отлично.

— Ну так верят же! Причем не только в России, судя по переводам и продажам…

— Вернемся к сумрачным картинам…

— Есть темы, которые меня преследуют из книги в книгу. Это темы бессмертия и смерти, они появляются почти во всех романах. В «Сумерках» в очень большой степени, в «Будущем» — это сквозная, если не главенствующая тема. Этот роман — о том, как люди при помощи генной инженерии научаются перебарывать старость, смерть, болезни, связанные с возрастом, онкологию, сердечно-сосудистые заболевания.

— Как вы собирали материал?

— Я давно интересовался этой темой, следил за новостями несколько лет, читал что-то в интернете. Я знаю, что в целом ряде лабораторий успешно проводятся опыты на подопытных животных, которые позволяют радикально продлевать им жизнь и даже омолаживать, например, дряхлых мышей. С моей точки зрения, это совершенно очевидно будет главным местом приложения научных усилий в этом столетии, потому что дает ответ на вековые вопросы, которые стояли перед нами и другими биологическими видами.

— Здесь может возникнуть серьезное лобби со стороны косметических компаний.

— Да, косметологам это вряд ли выгодно (смеется). Но, скорее всего, будет противодействие каких-то государственных сил — потому что как удерживать бесконечно растущее население, где их расселять, чем кормить? С другой стороны, сами себе правители не смогут отказать в бессмертии. То есть это палка о двух концах. Если бессмертие будет доступно каким-то избранным, то оно должно быть доступно и всем остальным, иначе это будет одна из самых чудовищных несправедливостей. «Будущее» исходит из той предпосылки, что открытие сделано, внедрено, и есть общество людей, которые живут вечно. А дальше — о том, кто, как и где будет распоряжаться своим бессмертием. Как мир будет перенаселен, будет на грани исчерпания своих ресурсов и как люди будут с этим бороться. Это мои размышления о том, как изменится человек, если люди перестанут умирать. Потому что, как мне кажется, смерть в очень большой степени нас определяет, задает ограничения, помещает жизнь в определенную траурную рамку, заставляет относиться к своей жизни как к проекту, а не просто плыть по течению, заставляет искать смысл жизни, определять цели, созидать, творить, завоевывать мир. Именно смерть, боязнь старости, одиночества заставляет нас продолжать род. И смерть в большой степени заставляет верить в Бога. По крайней мере, в душу. А если смерти нет, тело вечно, зачем нужна душа? Душа — это, по сути, сохранение личности в облачном сервисе на случай гибели тела. А если оно не гибнет — зачем нужно разделение на материальное и нематериально, зачем нужна церковь, религия? Зачем все это? Если ты никогда не узнаешь страха, горечи потери, если и ты и твои близкие не умрут — зачем все это?

— Тогда и цивилизация замедлит свое развитие.

— Или остановит вообще. Потому что смерть нас подгоняет. Заставляет изобретать. Выкручиваться и юлить… Раньше, когда в «Гулливере» описывались некие бессмертные старцы или Карел Чапек, к примеру, написал свое «Средство Макропулоса» — все это воспринималось как фантастика. А сейчас-то уже нет. Опыты проводятся, эффективность научного сообщества гораздо выше, чем раньше, оно объединено социальными сетями, и совместными усилиями может бороться с серьезными болезнями.

— Как в романе распорядились бессмертием в России?

— Оно узурпируется правящей элитой и не отдается народу, который якобы к этому не готов. Поэтому и через 500 лет страной управляют все те же люди, а средняя продолжительность жизни обычного человека приближается к 30-ти годам. Как в Каменном веке. И эти вечные правители, не выходящие из Кремля, действуют по привычной всем схеме: сначала продают всю нефть, потом весь газ, металл, уголь, лес, воду и, под конец, распродают даже пустыню, оставшуюся на территории России. И никакой связи с Западом, который объявлен «прогнившим», хотя бессмертие там полагается всем людям как часть соцпакета.

— Мораль?

— Морализаторством — в наше время — должны заниматься люди пенсионного возраста, которые считают, что уже все поняли про жизнь. Я пока еще нахожусь в том возрасте, когда люди задают вопросы и подвергают вещи сомнению.

Детали от Posta-Magazine:
http://futu.re/

 

 

 

03 сентября 2013
Гюльнара Ананьева для раздела Персоны