Блог редакции: большое наследие великого Рязанова

 
Ника Кошар
Об авторе Все статьи автора
Ника Кошар

— директор отдела репортажей и интервью Posta-Magazine


Невероятно грустным сегодняшний день получился: на 89-м году ушел из жизни один из самых веселых людей в отечественном кинематографе — режиссер и народный артист СССР Эльдар Рязанов.

 
 
Блог редакции: большое наследие великого Рязанова

«Отсутствие юмора — это болезнь», —

любил повторять Эльдар Александрович, и с ним невозможно не согласиться.

Смешное и веселое он умел находить во всем — даже, казалось бы, в самых грустных историях. Наверное, поэтому каждый из его фильмов в свое время становился хитом советского и российского проката, все они разошлись на цитаты, а многие до сих пор смотрятся на одном дыхании, несмотря на то, что с момента их появления на экране прошло по 30-40 лет.

«Я никогда не считал себя классиком ни кино, ни литературы», — признавался Рязанов. Скромничал, конечно. Потому что нет, наверное, в нашей стране (и даже за ее пределами) ни одного человека, который не смотрел бы «Иронию судьбы или С легким паром», «Служебный роман» или «Карнавальную ночь», не волновался бы за «преступника» Деточкина и не сопереживал героине «Жестокого романса».

Эльдар Александрович свою популярность объяснял просто. «Я много раз входил в моду и выходил из нее, но никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным, — шутил он. — Просто я всегда старался делать такие фильмы, которые как зритель сам хотел бы посмотреть — вот и все».

Кстати, «Карнавальную ночь», сделавшею в одночасье знаменитым и его, и юную тогда актрису Людмилу Гурченко, Рязанов поначалу снимать категорически не хотел — ведь заказ же «сверху» (от самого Пырьева), а он был человеком внутренне очень свободным. Все же снял, показал худсовету, те назвали картину «скучной и бездарной», но все же отправили в прокат. И вот здесь начались настоящие чудеса, потому как на «Карнавальную ночь» было продано 48 миллионов билетов и она стала лучшим фильмом в 1957 году по данным опроса журнала «Советский экран», а миллионы совестких людей задумались над вопросом «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе..».

«Что хочет Масик? — Масик хочет... водочки...» — это, пожалуй, самый известный диалог из фильма «Девушка без адреса», снятом в 1957 году. Фильме о счастье, о случайном знакомстве, любви, мечтах, в вечных человеческих ценностях. Картине о Москве, которую Эльдар Рязанов здесь также сделал одной из главных героинь, потому как любил этот город всей душой.

Через несколько лет, в 1962-м, аккурат к 150-летию победы над Наполеоном, Эльдар Рязанов рассказал зрителям настоящий исторический анекдот — «Гусарскую балладу». Роль Шурочки Азаровой, смелой девицы, переодевшейся корнетом, чтобы наравне с мужчинами защищать отечество, в киноводевиле блестяще исполнила актриса-дебютантка Лариса Голубкина, хотя на это место претендовали Алиса Фрейндлих и Светлана Немоляева.

Через несколько лет, в 1966-м Рязанов сделал из Иннокентия Смоктуновского эдакого «народного Робин Гуда», сняв его в главной роли в фильме «Берегись автомобиля» по повести Эмиля Брагинского. Кстати, первоначально роль Деточкина должен был сыграть Юрий Никулин, но он уехал на гастроли с цирком. Сыграть застенчивого страхового агента, угоняющего автомобили, чтобы затем отдать деньги в детские дома, хотел и Олег Ефремов, но ему досталась роль главного оппонента Деточкина — Максима Подберезовикова.

Что до самого Рязанова, в своих фильмах он любил сниматься в эпизодических ролях. Но, при этом, ярких и запоминающихся. Как, например, в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России», где он перевоплотился в доктора, отбивающего лед с заледенелого мафиози. Вместе с Андреем Мироновым и Евгением Евстигнеевым в картине снялись популярные итальянские актеры, а главным неодушевленным героем стал город Ленинград, в котором и произошли российско-итальянские приключения.

Однажды, еще до «итальянцев», в руки Эльдара Александровича попала пьеса под названием «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь». Режиссеру она так понравилась, что в 1975 году он снял по ней фильм. Тот самый, всенародно любимый, который все мы с удовольствием смотрим и пересматриваем перед наступлением каждого Нового года. Знаем наизусть, цитируем, подпеваем героям, но все равно пересматриваем — есть в нем какое-то волшебство. Речь идет, конечно же, о картине «Ирония судьбы или С легким паром!»

Кстати, знаменитых фраз «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» в сценарии фильма не было — это импровизация Юрия Яковлева, сыгравшего Ипполита. Рыба, по признанию актера, и впрямь была приготовлена ужасно, ну а теплая вода в павильонах «Мосфильма» была явлением крайне редким, так что радовался наш герой совершенно искренне.

Что до Рязанова, то и здесь он сыграл в эпизоде — недовольного пассажира в самолете, на которого все время пытается облокотиться спящий и выпивший Женя Лукашин, помните? Премьера фильма состоялась 31 декабря 1975 года — так что в этом году мы отпразднуем ее 40-й день рождения, а это ли не повод вновь пересмотреть любимое кино?

А вот знаменитый и всеми любимый «Служебный роман», рассказывающий историю сослуживцев Новосельцева и Калугиной, стал первым в истории отечественного кино, когда Рязанову без проб и согласований с худсоветом позволили снять тех актеров, которых он хотел. В итоге советский зритель получил веселый фильм с блестящим актерским ансамблем: Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова, и, конечно же Людмила Иванова в роли Шурочки, сосланной в бухгалтерию. Есть легенда, что, снимая «роман», Рязанов разрешил абсолютно всем актерам импровизировать, успокоив их тем, что вырежет ненужное при монтаже — и все получилось прекрасно. Как говорила секретарша и модница Верочка: «Хорошие сапоги, надо брать!»

Веселые и немного грустные одновременно, фильмы Эльдара Рязанова каким-то удивительным образом нас всех объединяют. Нравятся многим, вне зависимости от возраста, партии, мировоззрения или вероисповедания. Это фильмы про нас — про обычных людей. Добрые — поэтому и вечные. Как «Гараж», например, в котором, вроде как перессорились все между собой, но и много настоящего, человеческого, при этом, показали. Без стеснения и экивоков — все как есть на самом деле. Ведь именно так в жизни все и происходит.

«Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Старики-разбойники», «Дорогая, Елена Сергеевна», «Старые клячи» и многие, многие другие фильмы Эльдара Рязанова можно вспоминать бесконечно. Радоваться, восхищаться, плакать, немного грустить, и каждый раз, пересматривая, вновь и вновь задумываться о таких понятных и важных человеческих ценностях. Напевать песни из них — у него в фильмах всегда и много поют. Наверное, оттого, что любила петь его душа. Помните, песню «У природы нет плохой погоды»? — Эльдар Александрович сам написал ее слова. Простые, красивые и такие настоящие. О том, что действительно важно.

«Я не был там, за кордоном жизни, — признался Эльдар Рязанов, в одном из последних своих интервью. — Задайте мне этот вопрос, когда я отбуду туда. Если смогу ответить, отвечу, а не смогу — тут уж не обессудьте».

Мы всегда будем вас помнить, дорогой Эльдар Александрович.

 

 

 

Ника Кошар для раздела «Персоны», отправлено: 30 ноября 2015

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
Тренд сезона: новый Ренессанс с актрисой «Гоголь-центра» Александрой Ревенко © Арина Ломтева
Эксклюзив: интервью с экспертами аукционного дома Christie’s Сарой Мэнсфилд и Хелен Калвер-Смит © Арина Холод
Идеальная косметичка: 6 эффективных средств anti-age для зимы © Анастасия Зарипова
Фитнес: самые интересные «фишки» московских спорт-клубов © Алексей Василенко
Новый год. Идея на каникулы: Южный Тироль — лыжи, «розовые горы» и многое другое © Влада Покровская
Women in Power: основательница PROyachting Екатерина Скудина — об умении принимать решения © Юлия Киселева

       
©2011—2016 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.