Андрей Звягинцев, Сергей Соловьев и другие — о первом знакомстве с Тарковским

 
Анастасия Филатова
Об авторе Все статьи автора
Анастасия Филатова

— обозреватель отдела культуры Posta da VIP


В Государственной галерее на Солянке открылась выставка «Тарковский. Space», приуроченная к 80-летию кинорежиссёра. На выставке представлены фрагменты декораций, книги, фотографии, эскизы и другие вещи из дома Тарковских.

 
 
Андрей Звягинцев, Сергей Соловьев и другие — о первом знаком...

Многие экспонаты попали на Солянку

из Государственного центрального музея кино, из собраний
киноконцерна «Мосфильм», Госфильмофонда России, Библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна и частных коллекций.

Сестра режиссера Марина Тарковская рассказала, что ее «архив связан с детством и юностью Андрея Арсеньевича, поэтому на этой выставке представлено много предметов из нашего дома, например, детские книги Тарковского, его рисунки».

Пока посетители галереи изучали экспонаты, обозреватель Posta da VIP узнала у звездных гостей выставки, как и когда в их жизни возник Андрей Тарковский.

Андрей Звягинцев, кинорежиссер:

— В 18 лет я посмотрел всего Тарковского (на тот момент последний его фильм был «Сталкер»). Как сейчас помню, в Новосибирск, где я учился в театральном училище, привезли ретроспективу Тарковского. Я был самым младшим на курсе — поступил, когда мне было 16 лет. Многие однокурсники были гораздо старше меня, они уже кое-что знали о кино и рекомендовали, что посмотреть, что почитать. Юра Цехановский, мой сокурсник, взял надо мной шефство и сказал, что ретроспективу Тарковского надо смотреть обязательно. И вот каждый вечер мы ходили и смотрели все, начиная с «Иванова детства» до «Сталкера». Я совершенно ошалел от «Андрея Рублева». Собственно, ради этой среды я и не пошел в десятый класс...

Сергей Соловьев, Андрей Звягинцев

Сергей Соловьев, кинорежиссер:

— Мы с Тарковским учились в мастерской Михаила Ромма. Правда, в разные годы. Он был меня старше на несколько лет. Хорошо помню, что дело было 4 сентября, мы с другими студентами сидели на лекции. И тут в аудиторию вдруг заглянул какой-то парень. Педагог прямо во время лекции обратился к нему, мол, что ты там стоишь, заходи! Парень зашел в аудиторию с каким-то газетным кульком. Педагог у него спросил: «Что в кульке?» А парень, робея, говорит: «Да, там у меня „Золотой лев“ с Венецианского фестиваля». Он, оказывается, пришел похвастаться своей первой большой наградой за фильм «Иваново детство» к преподавателям во ВГИК. Тогда-то мы и познакомились. Они — курс, на котором учились Тарковский, Шукшин, Кончаловский — учились у Ромма перед нами. Очень сильный, хороший курс у них был.

Любовь Толкалина, Сергей Соловьев

Федор Павлов-Андреевич, куратор выставки «Тарковский. Space»:

— В 1987 году я открыл Тарковского для себя через Сокурова. В ДК «Буревестник», на окраине Москвы посмотрел фильм «Московская элегия» (документальная картина, посвященная Александром Сокуровым памяти Андрея Тарковского, — прим. Posta da VIP). Сокурова на тот момент показывали только на окраинах, не в центре. А я жил тогда в Сокольниках, которые считались окраиной. В общем, так я узнал о Тарковском.
На организацию выставки меня подтолкнула магическая цифра 80. И то, что на самом деле, в среде кинематографистов не так много героев, которые однозначно признаны художниками и которых надо выставлять в музеях. Например, Аббас Киаростами, Питер Гринуэй, Фассбиндер. Вокруг них делают музейные выставки. А у Тарковского такого уровня выставки еще не было. Эта выставка — пространство Тарковского, вокруг него и внутри него. Помогали мне Вячеслав Шмыров и Катя Бочавар, гениальный архитектор, которая все тут построила. И, конечно, сестра режиссера — Марина Арсеньевна Тарковская.
Самый интересный экспонат, на мой взгляд, — это орден, который Арсений Тарковский подарил своей жене, когда она родила сына Андрея. И вообще, мне все очень интересно про Арсения Александровича, потому что многое сразу становится понятно про Андрея.

Сергей Соловьев, Федор Павлов-Андреевич

Алексей Благовестнов, скульптор, автор скульптурной композиции — Василий Шукшин, Геннадий Шпаликов и Арсений Тарковский — около входа во ВГИК

В 2004 году Сергей Соловьев на своем дне рождения предложил мне изваять памятник Шпаликову, Шукшину и Тарковскому. В 2009 году ВГИК отмечал 90-летний юбилей, и к этой дате и приурочили открытие скульптурной композиции.
Поскольку Сергей Соловьев очень близко знал Тарковского, он долго утверждал позу, в которой я изобразил режиссера. В итоге мы сошлись на том, что действительно Андрею Тарковскому ближе всего — вот это нервное покусывание ногтей, и тут альтернативы просто не было. Работалось очень тяжело. Сама лепка была три месяца, а подготовка — полтора года. Это гипсовая модель с бронзового оттиска.

Алексей Благовестнов

Выставка «Тарковский. Space» в Москве будет открыта до 20 мая.
Сегодня, 12 апреля на выставке состоится презентация непрокатной версии «Соляриса» с участием актрисы Натальи Бондарчук.

Сайт галереи на Солянке с расписанием работы выставки:
http://solgallery.ru/exhibitions/304

Светлана Устинова

Рената Пиотровски

Сергей Соловьев, Андрей Звягинцев с супругой Анной

 

 

 

Анастасия Филатова для раздела «Персоны», отправлено: 12 апреля 2012

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
Балет: эксклюзивное интервью и фотосессия с премьером Михайловского театра Иваном Васильевым © Инна Логунова
Авто с Яном Коомансом: Porsche Panamera 4S и путь через Швейцарские Альпы © Ян Кооманс
Men in Power: глава российского подразделения международного инвестиционного фонда GEMCORP Capital Альберт Сагирян © Ника Кошар
Эксклюзив Posta-Magazine: интервью с основателем Silken Favours Вики Мёрдок © Арина Холод
Кино на уикенд: почему надо обязательно посмотреть сериал «Молодой Папа» © Ника Кошар
Beauty Weekend: 7 мест в Москве с быстрым и качественным маникюром © Posta-Magazine

       
©2011—2016 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.