Механизмы

Watches & People с Сергеем Серебряковым: самые интересные лоты часового аукциона Antiquorum. Часть 2

В Женеве прошел очередной часовой аукцион Antiquorum, о самых интересных и необычных лотах которого — в колонке Сергея Серебрякова.

Помимо экспонатов,

достойных музейной прописки, на прошедшем женевском аукционе Antiquorum повышенным спросом ожидаемо пользовались часы знаменитых домов Patek Philippe, Rolex, Cartier и Vacheron Constantin.

Модель Saint-Gervais от Vacheron Constantin — в платиновом корпусе с турбийоном и вечным календарем «на борту», да еще с впечатляющим запасом хода в 250 часов (более 10 суток без подзавода!), выпущенная лимитированной серией к 250-летию мануфактуры, — грозила стать абсолютным чемпионом. Ее были готовы приобрести за 240 000 франков, что оказалось ниже оценочной стоимости. Поэтому часы остались у прежнего владельца — их попытаются продать снова, теперь уже на нью-йоркском аукционе Antiquorum, который пройдет 15 апреля. Отмечу, что это — не единственная модель, за которую предложили меньше, чем хотел ее обладатель.

Поскольку явный фаворит «сошел с дистанции», лавры самого дорогого лота перешли к дебютанту — впервые представленным на аукционе часам Panda 6263 Paul Newman Daytona от Rolex. Право обладания этим редчайшим экземпляром 1972 года, находящимся в прекрасном состоянии, обошлось в 190 000 франков при оценочной стоимости 100 000-150 000. На этом фоне чуть скромнее выглядел успех других Rolex — Padellon Pink Gold: эти крайне редкие золотые часы с автоподзаводом, хронографом и фазами луны хотя и стали предметом активной торговли, тем не менее, ушли за 115 000 франков. Тот самый случай, когда уместен комментарий «всего»…

Вообще, хронографы от Rolex (речь идет не о новых, а о редких Paul Newman Daytona и Pre-Daytona 60-70-х годов) давно бьют рекорды аукционов и считаются одними из самых востребованных и надежных вложений в часы. Подтверждение тому — еще два подобных лота с аукциона, проданные за 44 000 и 70 000 франков.

Часть выставленных предметов совершенно ожидаемо пользовалась повышенным вниманием со стороны азиатских коллекционеров. Одним из самых желанных стала «лимитка» двух немецких мануфактур — часовщиков из Glashuette и знаменитых производителей фарфора Meissen — выпущенная в 2000-м году серией всего в 150 штук. На фарфоровый циферблат этих часов нанесена золотом миниатюра в китайском стиле (большой поклон Иоганну Грегориусу Герольдту, разработавшему в XVIII веке для Meissen технику воспроизведения азиатских миниатюр на фарфоре). Покупатель из Китая отдал за этот сплав часового мастерства и прикладного искусства 11 тысяч франков.

То, что бриллианты — это навсегда, подтвердил ажиотаж вокруг дамских часов, украшенных драгоценными камнями. Несомненным лидером в этой категории стали редкие Blancpain выпуска 1990-х годов с минутным репетиром, безель которых выложен филигранно ограненными изумрудами. При оценочной стоимости в 8-12 тысяч франков они были проданы за 24 тысячи.

За лидерство с ними спорили элегантные женские Rolex Tridor с автоподзаводом и украшенным бриллиантами безелем. С такими часами мало кто захочет расстаться (только одна подобная модель была предложена ранее на аукционе), поэтому за право иметь их в своей коллекции развернулась жаркая борьба. В итоге часы ушли за 22 тысячи франков при оценочной стоимости в 10-15 тысяч. Тот самый случай, когда ценность надежного механизма и его ювелирного обрамления не противоречили, а изящно дополняли друг друга.

Не менее интересные скелетонированные Vacheron Constantin с автоподзаводом, также обрамленные бриллиантами, обошлись в 14 тысяч франков, а куда более экстравагантные и броские скелетонированные часы-подвеска Gerald Genta, совершенно нескромно украшенные бриллиантами, ушли всего за 6 тысяч франков. Хотя изделия от величайшего дизайнера часов в современной истории Джеральда Дженты, созданные им для великих марок Patek Philippe, IWC, Audemars Piguet, уже давно стали классикой и хитами аукционов, его собственные творения коллекционеры только сейчас начинают «распробовать» и включают в свои собрания.

А вот несколько декоративных часов — например, с циферблатом, полностью выложенным драгоценными камнями — так и не нашли нового хозяина. Возможно, их были готовы купить за более скромную цену.

Вообще, ценность часов — вещь весьма относительная. Для одних она определяется престижем, для других — усложнениями и техническими особенностями, для третьих — историей, а для четвертых — просто красотой. Аукционисты Antiquorum дают общую оценку, которая учитывает состояние часов, их качество, техническую и историческую ценность, возраст и уникальность. Три самые высшие оценки: выдающиеся, великолепные и очень хорошие. Но, повторюсь, ценность конкретных часов каждый определяет для себя самостоятельно.

Вот два примера прошедшего аукциона: уникальные платиновые Cartier оригинальной формы, сделанные в единственном экземпляре, но вполне вписывающиеся в общий дизайн этого ювелирно-часового дома, и элегантные и очень редкие часы Omega, браслет для которых создан непревзойденным ювелиром Жильбером Альбером в 1968 году (тот самый случай, когда дизайн даже важнее механизма). И те, и другие часы получили оценку «Великолепно».

 

 

 

13 апреля 2015
Сергей Серебряков для раздела Механизмы