Механизмы

Wroom: Поднимаем мощность своего автомобиля: черная магия?

русская версия | english version

Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби: от создания систем охлаждения для самых быстрых компьютеров в мире до изучения самых опасных поворотов на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг. Главный критерий — гарантия качества, от которой, в случае с механизмами, иногда зависит очень многое.

С тех самых пор, как был изобретен двигатель внутреннего сгорания,

человек пытается увеличить выдаваемую им мощность.
В старые времена, прежде чем мотором стали управлять компьютеры, это было чистым делом механики.

Покопавшись в карбюраторе, можно было надеяться выжать еще несколько лошадиных сил, чтобы потом хвалиться перед соседом. Но технологии не стоят на месте, так что к концу 20 века каждый автомобиль, сходящий с конвейера, был оснащен компьютерным мозгом, контролирующим все до единого параметры работы двигателя. У этих ECU (блоков управления двигателем) есть множество скучных плюсов. Но впавших в детство автофриков интересует только одно: что можно с ними сделать, чтобы машина ехала быстрее?

К счастью, все сложилось так, что компьютерный век — золотой век для фанатов автотюнинга. Производители машин программируют блок управления так, чтобы двигатель выдавал ровно столько лошадиных сил, сколько надо, и четко заданный вращающий момент. Это не всегда максимальная цифра, на которую мотор способен. Обычно двигатели программируются так, чтобы производить меньше мощности, чем могли бы, опять же из очень скучных соображений. Расход топлива, выхлопные газы… в некоторых странах даже из-за налогообложения: мощность двигателя ограничивают до определенного уровня, чтобы автомобиль попал в более низкую налоговую категорию.

Благая же весть в том, что компьютерам можно дать другие приказы и они будут выполнены без вопросов. Компьютер — безмозглая железка, и это хорошо, когда надо заставить его спустить с цепи диких лошадей, запрятанных где-то в глубине моторной души.
В сегодняшнем мире мастера тюнинга могут ускорить вашу машину, не испачкав руки. Чтобы перепрограммировать блок управления на новые параметры, хватит ноутбука с навороченным софтом.

Только не волнуйтесь слишком рано, я должен предупредить, что не во всех автомобилях стоит «тюнинговать» электронику. Следует помнить общее золотое правило: из двигателя без турбокомпрессора особой лишней мощности не выжать. Если только это не мотор в особо крупных размерах, результаты не стоят затрат на тюнинг блока управления.

С турбомашинами совсем другая история. Чтобы понять разницу, надо понять принцип работы двигателя. Выдаваемая им мощность определяется по большей части количеством воздуха, который он может проглотить. Двигатели с «естественным дыханием» имеют предел: вместимость цилиндров, поскольку они не могут втянуть больше воздуха, чем их собственный объем. Для производства мощности необходимы воздух и топливо, причем в точной пропорции. Лишнее топливо без лишнего воздуха приведет к потере, а не к увеличению мощности.

Турбокомпрессор — это способ нагнетания воздуха в двигатель. Воздух входит в двигатель под высоким давлением, поэтому в то же пространство поместится больше воздуха, чем раньше. Имея больше воздуха, мы можем добавить больше топлива и получить больше мощности. А получив больше мощности — расплыться в счастливой улыбке.
Турбокомпрессор контролируется блоком управления, так что если ECU разрешит компрессору напрячься чуть больше, чем обычно, то в двигатель попадет больше воздуха и… дальше вы знаете.

Изменение компьютерных настроек позволит существенно выиграть как на бензиновых, так и на дизельных двигателях, был бы турбокомпрессор. В зависимости от конкретной модели автомобиля можно рассчитывать на прибавление от 15 до 25 процентов и даже больше. Если ваша машина дает 200 лошадиных сил, то после перепрограммирования их вполне может стать 250 — очень даже заметный эффект. Плюс к этому, можно ожидать, что расход топлива останется по-прежнему экономичным. Волшебство!

Тогда в чем подвох, спросите вы?

Во-первых, весь тюнинг, как правило, обходится не так дешево, как можно подумать: вам понадобится мастер с хорошей репутацией. Неправильные настройки могут с большой долей вероятности привести к серьезным повреждениям, так что это дело не стоит доверять любителям.

Кроме того, поскольку узлы двигателя теперь работают под чуть большей нагрузкой, они будут несколько быстрее изнашиваться. Хотя в целом этот эффект не так уж велик и проблемы с механикой из-за увеличения мощности на 15-25% маловероятны. Однако изменение программных настроек может считаться нарушением гарантии, так что лучше заглянуть в условия заранее.

Наконец, проблема может оказаться в том, что, войдя во вкус, вы захотите выжать еще больше мощности. Здесь расходы бывают невообразимы, а жены или подруги непримиримы.

В конечном счете, с машиной можно сделать очень много самых разных вещей, которые позволят выжать из нее легкомысленные цифры. Некоторые машины, вышедшие с завода с тремя сотнями лошадиных сил, теперь можно лицезреть на Youtube с мощностью за 1000. Все зависит от глубины ваших карманов и от перегрузок, которые вы желаете испытывать, вдавливая педаль газа.

С этой точки зрения, тюнинг одного лишь блока управления — выгодная сделка. Это лишние лошадиные силы по самым низким ценам, а машина после него выглядит и звучит точно так же как раньше. Если повезет, вы даже сможете убедить жену, что ей только чудится, будто машина едет быстрее, чем вчера. В любви и на войне все средства хороши. А когда я говорю о войне, я думаю о машинах.

 

Автору данной статьи удалось изменить
мощность своего Volvo 850 с 240 л.с. до 450 л.с.

 

 

 

01 февраля 2012
Ян Кооманс для раздела Механизмы