Почему мир был бы гораздо скучнее без Top Gear?
english version | русская версия

 
Ян Кооманс
Об авторе Все статьи автора
Ян Кооманс

— фотограф, большой ценитель высоких скоростей и сложных механизмов


Автолюбители всего мира с трудом могут представить себе мир без этого шоу. Популярная автомобильная передача BBC охватывает целый ряд международных ответвлений, демонстрируется в 170 странах и даже выпускает собственный журнал.

 
 
Почему мир был бы гораздо скучнее без Top Gear?

И все это — во имя

нашей священной коровы — автомобиля!

Однако многим невдомек, что нынешняя — очень популярная — версия Top Gear радикально отличается от оригинальной версии, запущенной еще в 1977-м. Если сейчас это абсолютно развлекательная передача, то когда все начиналось, шоу было куда серьезнее и, разумеется, гораздо скучнее. Top Gear выходил с регулярными автомобильными обзорами, насыщенными фактами, и давал потребителям ценные советы. Все...

Никто так прочно не ассоциируется с Top Gear как ведущий Джереми Кларксон. Он присоединился к команде в 1988-м и оставался ведущим до 2000 года. Все это время Кларксон также писал множество книг и газетных колонок, выражающих его занимательные, хоть и не всегда политически корректные взгляды на машины в частности, и мир в целом. Впрочем, в ранних сериях Top Gear даже Кларксон умудрялся выдавать скучные фактические автомобильные обзоры. Раньше ему помогали несколько других ведущих, из которых наиболее известен Тифф Нидел, зрелый автогонщик, который помимо прочего — очень недолго — принимал участие в «Формуле-1».

Вот как проводились тесты во времена первого Top Gear

Между двумя ведущими существовало нечто вроде экранного соперничества: Кларксон занимался более серьезными обзорами, а Ниделу доставались экзотические тачки, на которых он гонял боком по автотреку в клубах дыма.

В районе 2000-го старый Top Gear лишился большинства своих самых известных ведущих и в конечном счете был снят с эфира. Многие члены продакшн-команды и ведущие, в том числе Нидел и Викки Батлер-Хендерсон, перешли на канал Channel 5, запустивший автошоу «Fifth Gear» в 2002 году. Но в BBC не сдавались и по истечении первого сезона конкурентов решила перезапустить Top Gear. Уже в другом формате. С этих пор шоу должно было проходить в студийных условиях и длиться один час, а не 30 минут, как раньше.

Дорожные испытания Джереми Кларксона

Наряду с главным ведущим Джереми Кларксоном в шоу появились его — соведущие Ричард Хэммонд и Джеймс Мэй. Мэй как представитель более благоразумной, менее скоростной группу автолюбителей заслужил кличку «Captain slow» (Капитан Медляк). Хэммонд же — парень, который никак не повзрослеет. Как мне кажется, главная его задача на шоу — любить машины, которые искренне и с упоением ненавидит Кларксон. Но это не значит, что веселые ребята теперь лишь шутят в эфире и ничем не рискуют. Машина — это риск в любом случае. Так, все мы помним, как в 2006-м Хэммонд чуть не погиб на съемках за рулем автомобиля с реактивным двигателем, разбившегося из-за отказавшей шины. Довольно долго он пролежал в больнице с повреждением головного мозга, а общественность даже требовала снять опасную передачу с эфира.

Февраль, 2010-го, соведущие Top Gear Джереми и Джеймс в Сиднее, во время презентации шоу на Acer Arena

Рядом с высоченным Джереми (195 с) Ричард Хэммонд (163 см) всегда выглядет забавно, но по колкости замечаний они соревнуются на равных

Но не тут-то было. Трио Кларксон-Хэммонд-Мэй зарекомендовало себя как беспроигрышная комбинация, их экранное соперничество себя оправдывает и дает множество комедийных возможностей. Top Gear стал новым жанром автомобильного шоу, в центре внимания которого комедия и развлечение. Будучи почти пародией на оригинальный Top Gear, он не позволяет фактам испортить хорошую историю. Включив программу в ожидании солидных автообзоров или интересных фактов, вы будете разочарованы. Но развлекательный формат несомненно стал хитом, а грандиозные финансовые ресурсы BBC позволили передаче отправится туда, куда не доберется никакое другое автомобильное шоу.

Джереми Кларксон, Джеймс Мэй и Ричард Хэммонд в 2007-м году, в Royal Albert Hall в Лондоне — тогда шоу Top Gear получило награду как «Самая популярная передача, данные в которой всегда основаны на фактах».

Джереми, Ричард и Джеймс пересекают лондонский Tower Bridge на настоящем военном танке — в сентябре 2008-го.

Джереми тестирует самую маленькую машину в мире

Громадный бюджет Top Gear обусловил немало сумасшедших трюков. Среди достопамятных примеров — пересечение Ла-Манша из Британии во Францию на модифицированном пикапе Toyota. Другой отправился по замерзшим морям на Северный полюс. Несколько раз к автомобилям пристегивали ракеты — с разной степенью успешности. На самом деле продюсеры Top Gear похоже достаточно рано осознали, что провал несет в себе большую развлекательную ценность, нежели успех. По сути ведущие в рамках шоу не справились с большинством «задач», которые для них придумали продюсеры. Умортельное зрелище? Безусловно.

Другая хитовая идея нового формата Top Gear — Стиг. Кто он? Это анонимный гонщик, лицо которого никогда не показывают. Его задача — как можно быстрее прогнать машину вокруг испытательного трека на аэродроме. В каком-то смысле Стиг — прямая замена Тиффа Нидела из старого Top Gear. Из нынешних ведущих никто не был гонщиком и никто не претендует на исключительный талант вождения. И чтобы сравнить, за сколько тот или иной автомобиль проходит гоночный круг, нужен был профессиональный пилот. Роль «Стига» в течение нескольких лет играли разные (бывшие) автогонщики, но те, кто раскрыли свою личность, впоследствии были уволены. Была ли популярность Стига рассчитана заранее или нет, неважно, но рейтинги благодаря ему существенно взлетели.

И все-таки самое главное в Top Gear, что выделяет его на фоне многочисленных клонов, это Джереми Кларксон. Он занимается тем, что говорит и делает то, о чем многие думают, но знают, что им это не сошло бы с рук. Кларксон был замешан в бесчисленных скандалах, оскорбляя отдельные группы людей вплоть до целых стран. Не проходит и недели без того, чтобы Top Gear ввязался в ту ли иную дипломатическую заварушку. Становится жалко сотрудников отдела рекламаций BBC, которым приходится обрабадывать лавину зрительских жалоб, регулярно вызываемую Кларксоном. Но поскольку плохой рекламы не бывает, погладив миллионы людей против шерсти, команда в чистом остатке добивается суперрезультатов.

Вот так, в очередной раз, Top Gear задал жару BBC — после вот этого обсуждения мексиканского авто в эфире оскорбленный посол Мексики в Великобритании потребовал от телеканала официального извинения. И он их получил.

Есть конечно и недовольные самим форматом. В первую очередь, множество верных зрителей оригинальной программы считают, что прописанные на уровне сценария «аварии» и отсутствие объективных автообзоров размыли концепцию шоу. Однако сложно спорить с телевизионными рейтингами, и Top Gear действительно добился того, что было не под силу другим автомобильным шоу. Как оказалось, ключ к успеху всего лишь в том, чтобы... не стараться быть автомобильным шоу.

 

 

 

Ян Кооманс для раздела «Механизмы», отправлено: 31 марта 2012

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
Балет: эксклюзивное интервью и фотосессия с премьером Михайловского театра Иваном Васильевым © Инна Логунова
Авто с Яном Коомансом: Porsche Panamera 4S и путь через Швейцарские Альпы © Ян Кооманс
Men in Power: глава российского подразделения международного инвестиционного фонда GEMCORP Capital Альберт Сагирян © Ника Кошар
Эксклюзив Posta-Magazine: интервью с основателем Silken Favours Вики Мёрдок © Арина Холод
Кино на уикенд: почему надо обязательно посмотреть сериал «Молодой Папа» © Ника Кошар
Beauty Weekend: 7 мест в Москве с быстрым и качественным маникюром © Posta-Magazine

       
©2011—2016 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.