Стиль жизни

КиноТеатр. Шокирующая история о том, как Гитлер подчинил себе Голливуд

Страстный киноман Адольф Гитлер был помешан на пропагандистской силе кино и любил картины, демонстрирубщие истинные арийские ценности.

Историк Бен Урванд расследовал,

как нацистам удалось держать под контролем всю американскую киноиндустрию.

В книге «Коллаборационизм: Голливудский пакт с Гитлером», поступившей в продажу в начале сентября, научный сотрудник Гарварда Бен Урванд открывает малоизвестные факты из истории Голливуда 1930-х — периода, который лишь по незнанию можно отнести к его Золотому веку. Перерыв тонну архивных документов в США и Германии, автор выяснил, что в течение целого десятилетия, предшествовавшего началу Второй мировой войны, американские киностудии охотно сотрудничали с нацистами, чтобы защитить свои интересы в Германии.

Перед началом Первой мировой войны немецкий рынок кинопроката был вторым по объему, и даже несмотря на то, что со временем он несколько сократился (особенно в годы Великой депрессии), руководители студий боялись его покинуть и были готовы на любые уступки. С тех пор как студия Universal сама предложила сделать ряд изменений в драме 1930 года «На западном фронте без перемен», Голливуд начал согласовывать с немецкими властями и сценарии, и уже готовые фильмы.

Иногда нацисты возражали лишь против отдельных сцен или диалогов, выставлявших, по их мнению, Германию в плохом свете, и голливудские продюсеры, не моргнув глазом, удаляли неугодные немцам фрагменты и слова. Но случалось, что речь шла не только о сценах. Из-за давления нацистов были похоронены целые проекты, в которых критиковался режим, возникший в Германии после воцарения Адольфа Гитлера.

Вплоть до 1940 года в Голливуде не сняли ни одной серьезной антинацистской картины. Зато фильмов, лояльных к Фюреру, сделали сотни: с 1933 по 1940 годы в Германии вышло более 250 американских лент, одобренных местной цензурой. Однако раньше на эту тему предпочитали не говорить. О том, что такие компании, как IBM и General Motors, имели дело с нацистами, историки раструбили давно, но о том, что по той же схеме вели бизнес и производители фильмов, Бен Урванд рассказал первым.



Победа за нами

В пятницу, 5 декабря 1930 года, до Берлина добрался голливудский фильм «На западном фронте без перемен». Экранизация одноименного романа Эриха Марии Ремарка, открывшая миру ужасы недавно завершившейся Первой мировой войны, в Германии была воспринята как неуместное, да к тому же весьма оскорбительное напоминание о поражении. Общественность негодовала, и нацисты, которые только что расширили свое присутствие в Рейхстаге с двенадцати до ста семи человек, ловко на этом сыграли. Купив около трехсот билетов на премьеру, они фактически сорвали показ.

Когда на экране появились немцы, отступающие из Франции, в зале раздались крики: «Мы сражались мужественно и отважно! Позор Америке, посмевшей сделать подобный фильм!». Киномеханик выключил проектор. Йозеф Геббельс (на тот момент рейхсляйтер нацистов по вопросам пропаганды) встал в первом ряду балкона и заявил, что это жалкая попытка уничтожить облик Германии. Его товарищи по партии бросили в зал несколько химических бомб и выпустили мышей. Началась паника, зрители рванули к выходу, в театр стянулась полиция, и на премьерном показе поставили крест.

Нацисты стали героями — их действия были восторженно приняты обществом. Но борьба с фильмом на этом еще не закончилась. 11 декабря созвали цензурный комитет Германии, который должен был решить дальнейшую судьбу голливудской картины. После длительной дискуссии ленту Льюиса Майлстоуна все-таки запретили, объяснив свое решение тем, что она оскорбляет целое поколение немцев, пострадавших во время войны, и незаслуженно унижает Германию.

Членов цензурного комитета больше всего разозлило то, что французские солдаты принимают смерть на экране отважно и гордо, в то время как немцы стонут, плачут и трясутся от страха. Через шесть дней после скандальной берлинской премьеры фильм «На западном фронте без перемен» сняли с проката. «Победа за нами! — ликовали нацистские издания. — Мы еще заставим Голливуд преклонить перед нами колени!».

В Лос-Анджелесе начали волноваться. Президент Universal Pictures Карл Леммле, переехавший в 17 лет в США из Германии, рассчитывал, что его фильм будет встречен на родине более благосклонно. В августе 1931 года он решил вновь попытать счастье в немецком прокате — уже с отредактированной версией той же картины. Министерству иностранных дел Германии, куда Леммле приехал лично, правки пришлись по вкусу. Но выпустить фильм в широкий прокат они согласились при одном условии: точно такие же изменения должны быть сделаны во всех копиях по всему миру.

Спустя несколько лет еврей Карл Леммле еще пожалеет о своем решении и поймет, что беспокоиться в начале 1930-х следовало о судьбе Европы и всего мира, но никак не о фильме. Он умрет через несколько недель после начала Второй мировой войны, но успеет к этому моменту вывезти из Германии более трехсот человек, которых ждали пытки и концлагеря. Однако тогда, летом 1931-го, Леммле легко согласился на поставленные перед ним условия и разослал приказ немецкого правительства по всем подразделениям Universal.

Когда в начале 1932 года в кинотеатрах Испании и Сальвадора были обнаружены неотредактированные версии «На западном фронте без перемен», компания принесла немцам свои глубочайшие извинения. От пронзительной истории Ремарка остался лишь общий сюжет. «Заинтересованность Universal в сотрудничестве легко объяснима, — отметили в Министерстве иностранных дел США — компания всего лишь боится потерять свои позиции на процветающем немецком рынке».

В описании сделок между правительством Германии и Голливудом слово «сотрудничество» использовалось в те годы неоднократно. О работе «в тесном сотрудничестве» с немецким консулом говорили главы компаний RKO Pictures, Fox и даже United Artists, которая была готова на все, чтобы вымолить себе прощение за выпуск неоднозначной военной драмы Ховарда Хьюза «Ангелы ада» (1930).

В итоге важнейшей фигурой в американской киноиндустрии стал нацист Георг Гисслинг — дипломат, консул Германии в Лос-Анджелесе, управлявший студиями с помощью так называемой «статьи № 15» (специального раздела в немецком законодательстве, который регулировал сферу кино). Согласно этой статье компания, выпустившая порочащий Германию фильм в любой точке мира, автоматически теряла доступ на немецкий рынок. Практика показала, что это был более чем эффективный способ держать в узде весь Голливуд.

Детали от Posta-Magazine:
Полную версию материала читайте в октябрьском номере The Hollywood Reporter, который выйдет 24 сентября.

 

 

 

18 сентября 2013
Posta-Magazine для раздела Стиль жизни