Стиль жизни

КиноТеатр: премьера комедии «Плоды просвещения» в театре им. Вл. Маяковского

Легендарная пьеса, написанная Львом Толстым для своих домочадцев и с триумфом вышедшая на театральные подмостки в постановке сначала Станиславского, а потом и Петра Фоменко, переживает второе рождение.

Posta-Magazine побывал на премьере

в театре им. В. Маяковского —
ставил пьесу его худрук Миндаугас Карбаускис.

Ученик Петра Наумовича Фоменко «Плоды просвещения» (которые многие годы были в репертуаре «Маяковки») не реконструировал, но дал истории новую жизнь, органично переплетя ее с прошлым. В постановке задействованы все поколения труппы театра: кто-то, как Михаил Филиппов, играет ту же роль, что и в течение многих лет у Фоменко — и играет великолепно; кто-то, как Игорь Косталевский, меняет персонажей, а молодые артисты — например, Владимир Гуськов в роли Василия Звездинцева — вживаются в новые характеры.


© Галина Анисимова, народная артистка РСФСР.


Пьеса обрела жизнь почти случайно: домашние Льва Толстого обнаружили наброски истории и так воодушевились ей, что убедили главу семейства закончить работу. «Плоды просвещения» переписывались прямо по ходу репетиций в домашнем театре и, впитав характеры домочадцев писателя, обрели форму, которую мы видим сегодня. В центре событий — дворянская усадьба конца 19 века: увлеченный спиритизмом хозяин, семейные противоречия и, конечно, отдельный «кухонный мир», в котором невидимой хояевам и весьма насыщенной жизнью живут слуги. Однажды в дом приходят крестьяне-ходоки с просьбой продать им землю в рассрочку. Это совершенно не устраивает помещика, и он прогоняет мужиков, но служанка мечтает выйти замуж за сына одного из ходоков и решает во чтоб то ни стало помочь им…

Игорь Костолевский (Звездинцев-старший), Михаил Филиппов (профессор Кругосветлов) и другие актеры, занятые в пьесе


© Татьяна Аугшкап, заслуженная артистка России.


Находчивая «мольеровская» служанка, наивные господа, занятые ссорами между собой, тонкая ирония автора, описывавшего свою семью, и очаровательное время додумывания научных открытий — все слагаемые успеха комедии учтены. Но есть в пьесе и характерные «толстовские» черты: Лев Николаевич со свойственной ему скрупулезностью уделил внимание не только характерам, но  и лексике персонажей. Крестьянский говор у каждого из ходоков совершенно особый: здесь и смутно угадываемая степень откровенности наряда «телесом», и колоритный оборот «выпить чай да сахар», в первое мгновение вызывающие у современного зрителя оторопь. И именно они придают действу необычайную глубину, словно вы и вправду спустились на кухню особняка конца 19 века.

Светлана Немоляева в роли кухарки

Эффекту погружения способствует и сценография: Миндаугас Карбаускис вместе с художником Сергеем Бархиным поместили события пьесы за зеркальную раму, обыграв понятие «зеркало сцены» — пространства, которое видят зрители, когда поднимается занавес. Здесь все действие происходит в зазеркалье, и это необычайно эффектный визуальный и смысловой ход. Почти всю сцену занимает огромный стол для спиритических сеансов: большую часть времени он пустует, но к нему то и дело обращается взгляд, как к легендарному ружью, которое непременно выстрелит. И он «выстреливает»: сцена «медиумического сеанса» в полной темноте, пожалуй, самая сильная в спектакле.

«Плоды просвещения» можно будет увидеть в театре им. В. Маяковского 8, 18 и 27 марта.

Игорь Костолевский

Александр Лазарев-мл. и Светлана Немоляева

Михаил Филиппов, Константин Константинов и Игорь Евтушенко

Валерия Куликова

Полина Лазарева и Никита Кобелев

Валерия Куликова и Владимир Гуськов

Детали от Posta-Magazine:
http://www.mayakovsky.ru/

 

 

 

24 февраля 2015
Ольга Лобасева для раздела Стиль жизни