Стиль жизни

Art & More: фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии-2015»

IX грандиозный смотр фотографии стартует в Москве. Среди площадок: Мультимедиа Арт Музей, «Манеж» и два филиала Московского музея современного искусства — Ермолаевский и Гоголевский.

Posta-Magazine побывал

на открытии в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре и рассказывает о самом интересном.

Тему «Между реальным и воображаемым» раскрывают четыре фотографа и проект «Не[свое]временное», объединивший несколько авторов из разных городов России. Поднимаясь на второй этаж музея, вы оказываетесь в некоем зазеркалье, среди белых стен, с которых на вас пронзительным взглядом смотрят фотокартины.


© Ольга Свиблова, основатель Московского дома фотографии
и директор Мультимедиа Арт Музея.


У американской художницы Мэри Рейд Келли они и вовсе живые: черно-белые видео-рассказы иронически обыгрывают эстетику кубизма, экспрессионизма и сюрреализма. При этом работы насыщены острой тематикой, связанной с положением женщин, их борьбой за свободу и равноправие. Видео-арт с первого взгляда поражает язвительным юмором, от которого, тем не менее, невозможно оторваться.

После второго или третьего просмотра ролика Мэри Рейд Келли он, наконец, гармонично укладывается в восприятии, а в следующем зале вас уже ждут масштабные работы китайского фотографа Чена Чжагана. В прошлом архитектор — и это видно по перспективе, выверенной словно с помощью рейсшины геометрии кадра — сначала рисует эскизы работ, затем с помощью крупноформатной камеры делает снимки, а иногда и компонует кадры из нескольких. На его отпечатанных методом пластификации фотографиях — рассказ о человеческой и индустриальной драме, разворачивающейся в западных провинциях Китая.

Несколько десятилетий назад китайское правительство приняло программу «Третий фронт» и спешно перенесло крупные производства в горные районы, построило огромные города для рабочих… которые сегодня опустели. На снимках сталкиваются развалины былого процветания и потрясающие пейзажи этих отдаленных мест. Дополнительным контрастом и глубоким эмоциональным посылом выступают девичьи фигуры в ярких платьях и напряженных позах на фоне ужасающих урбанистических пейзажей или невозмутимой природы, лишь ненадолго потревоженной присутствием человека.

Еще один очень сильный эмоциональный проект — Masters/Servants Лилии Ли-Ми-Ян. Серия фотографий с обширными пояснениями, которые обязательно стоит прочитать, рассказывает о том, как люди, выросшие в Советском Союзе и находившиеся в схожих условиях на жизненном старте, с течением времени стали работодателями или их обслуживающим персоналом. Горничные, кухарки, водители позируют в роскошных интерьерах особняков вместе со своими хозяевами так, что получается очень интимный рассказ о грани личного и профессионального, о выборе и о том, что на самом деле многое — в глазах смотрящего.

«Не[свое]временное» — интерактивный проект 13 фотографов из разных городов России, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга, о диалоге между поколениями, о понятиях, которые, по их мнению, являются непреходящими в нашей стране. Это попытка понять настоящее, нащупать общее поле, общий опыт в переменчивых реалиях.

Еще один проект, который заставляет подолгу всматриваться в фотографии и искать для себя ответы на неожиданные вопросы, называется «Почти как все девочки». Работа Марии Ионовой-Грибиной запечатлела мимолетные селфи, на рассматривание которых в Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) мы тратим пару секунд и тут же о них забываем. Если в прошлом фотопортрет был важным атрибутом физического воплощения человека, запечатлением личности, то сегодня — это эфемерные отражения, живущие крайне недолгую жизнь. Мария же их напечатала «по-настоящему»: вручную, на фотобумаге, с использованием химических реактивов и темной комнаты, дав шанс стать замеченными, «реальными».

«Замечательный инстаграмный проект, чудесный и тонкий. — рассказала Posta-Magazine Ольга Свиблова. — И когда мне все говорят: „У вас уже и фотографии, и видео, и современное искусство — все в рамках биеннале“ — да, у нас все по-честному. Потому что фотография — живая, она живет и развивается. Мы же с вами развиваемся? То короткие юбки, то длинные, то растем, то впадаем в детство (смеется — прим.), и важно, чтобы мы к фотографии относились свободно. Она сегодня активно переселяется в виртуальное пространство, Маша ее там отловила, вернула в жизнь. Так что если вы хотите, чтобы ваши мимолетные фотографии остались надолго — печатайте их».

Детали от Posta-Magazine:
Выставка открыта по 29 марта.
Московский музей современного искусства, Гоголевский б-р, 10, стр. 1

 

 

 

20 февраля 2015
Ольга Лобасева для раздела Стиль жизни