Стиль жизни

Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева — о креативной экономике, сотворчестве и умении оставаться собой

В рамках 5-й Уральской биеннале современного искусства в Екатеринбурге состоялся международный форум «Индустриальность и культура», участники которого обсудили особенности развития креативной экономики в индустриальных городах, задачи творческих кластеров и инвестиции в культуру как инструмент развития бизнеса.

Оксана Орачева — генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, при поддержке которого состоялся форум, рассказала Posta-Magazine о миссии фонда, его проектах и команде мечты.


Юлия Жоля: Оксана, Фонд Потанина поддерживает проекты, которые в конечном счете приводят к изменению качества жизни обычных людей в нашей стране. У фонда есть определенный набор ценностей, разделяете ли вы их? Что вас мотивирует?

Оксана Орачева: Ценности фонда появились неслучайно — мы работали над ними всей командой, прежде чем принять их единогласно. В некоммерческом секторе важна личная вовлеченность в работу, поэтому, как и мои коллеги, я разделяю наши ценности. Они объединяют команду и мотивируют всех нас на дальнейшее профессиональное развитие.


— Мне как руководителю НКО не понаслышке известно, что люди, которые занимаются некоммерческой проблематикой, имеют, как правило, внутреннюю потребность делиться. И в этом смысле это уникальные люди, потому что они не просто должны быть профессионалами своего дела, но и нести в своем ДНК определенную сверхмиссию. Расскажите о вашей команде и о том, как вы с ней взаимодействуете?

— У Фонда замечательная сплоченная команда, каждый сотрудник является профессионалом своего дела. Также важно, что коллег действительно волнуют проблемы высшего образования, культуры, развития филантропии — профильных для фонда сфер. Только объединенные усилия настоящих специалистов вкупе с их личным участием и энергией, а также движение к общим целям могут принести высокие результаты.


— Когда вы принимаете человека на работу, есть какое-то обязательное требование, например, базовое образование? Или все-таки это ценности прежде всего?

— Базовое образование необходимо — трудно представить юриста или бухгалтера без него. Однако сегодня сфера высшего образования быстро трансформируется — поэтому наличие диплома скорее позволяет судить об определенных навыках, которые получил человек, чем о сумме его знаний. Поэтому также важно, чтобы ценности нового сотрудника совпадали с ценностями Фонда.


— Учитывая, что фонду 20 лет, видимо, вы успешны в этом — в подборе команды. Я знаю, что вы работаете по всей России, при этом у вас нет филиалов. Каким образом вы взаимодействуете с регионами?

— У Фонда действительно нет региональных филиалов, как и ограничений по региональному участию в конкурсах. Буквально недавно я смотрела статистику за последние шесть лет. Когда у нас появилась онлайн-система работы с грантами, представители всех регионов России так или иначе начали взаимодействовать с Фондом через нее — в качестве заявителей, участников программ, победителей, экспертов.

Объем работы в фонде очень большой и справляться с ним только своими силами сложно. Поэтому мы ценим наши партнерские отношения с 75 вузами-участниками Стипендиальной программы Владимира Потанина. Они помогают Фонду информационно и административно, включаются в орбиту сотворчества, потому что осознают важность участия преподавателей и студентов в наших конкурсах. Ведь каждое учебное заведение стратегически заинтересовано в создании среды, способной стимулировать активность тех, кто в вузе учится и работает.

С музейными программами нам также помогают партнеры. За многие годы работы Фонда в сфере культуры очень хорошо себя зарекомендовала система региональных координаторов. Как правило, это сотрудники музеев или НКО из сферы культуры, которые распространяют информацию о конкурсах и консультируют потенциальных заявителей.

Более года назад мы поддержали создание центров знаний по целевым капиталам и центров социальных инноваций в сфере культуры. Теперь в регионах появляются специализированные хабы, которые расширяют доступ к информации. Эти центры не продвигают программы фонда напрямую, но благодаря их просветительской деятельности в нашей орбите появляются новые люди. Это еще один способ работы с регионами.


— Я думаю, что и те, кто уже принял участие в ваших грантовых конкурсах, тоже выступают амбассадорами.

— Да, это по умолчанию так. За 20 лет работы Фонда в его орбиту попало больше 35 тысяч человек — экспертов, партнеров, победителей конкурсов. Если же говорить о количестве заявителей, то их намного больше. Все эти люди готовы помогать друг другу экспертно, придумывать совместные проекты.


— То есть у них есть возможность общаться друг с другом?

— Мы действительно планируем запустить платформу для общения. Однако уже сейчас наши грантополучатели сохраняют те неформальные отношения, которые сложились в период реализации проектов. Зачастую они продолжают взаимодействовать по новым проектам и после получения гранта — у нас есть немало таких примеров.


— Пройдя этот успешный путь, приумножают свои победы. Это круто! Не так давно завершились Уральская индустриальная биеннале, в рамках которой состоялся форум «Индустриальность и культура». Вы довольно серьезно поддерживаете такие проекты. Насколько важной является для вас проблематика ревитализации индустриальных объектов в городах и создания креативной городской среды и почему?

— Для нас важны креативность и творчество — эти слова звучат в ценностях и миссии Фонда. Вторая важная повестка — позитивные изменения. Мы поддерживаем тех, кто меняется сам и готов помогать меняться другим. Один из инструментов изменений — культура. Форум «Индустриальность и культура» как раз об этом — о трансформации среды промышленных предприятий средствами культуры, которая способна предложить заводам новую жизнь. Мы поддерживаем форум и другие проекты, потому что они объединяют творческих лидеров, готовых создавать новые смыслы и работать над изменениями.


— Расскажите про другие успешные примеры?

— Примеров может быть очень много. Так, несколько лет назад в Архангельской области в деревне Кимжа при грантовой поддержке фонда прошел фестиваль северных мельниц. Мы поддержали только первый фестиваль, однако позже команда проекта провела его еще несколько раз — проект не закончился с завершением гранта. Более того, сейчас организаторы планируют учредить свой эндаумент-фонд, и одна из участниц проекта проходит обучение по нашей совместной с Московской школой управления «Сколково» программе повышения квалификации «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала».

Совсем другой пример — «Народный музей исчезнувших деревень» в деревне Сеп в Удмуртии, который появился несколько лет назад при грантовой поддержке Фонда. Позже команда проекта смогла получить еще один наш грант — на создание Центра социальных инноваций Sep Community, который специализируется на работе с местным сообществом.

Один из лучших реализованных проектов последнего года программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» «Засушенному — верить», который рассказывает о репрессиях через историю растений и гербариев, был недавно представлен на книжной ярмарке КРЯКК в Красноярске. Этот проект примечателен еще и тем, что объединил вокруг себя несколько музеев со всей России.

Пример студенческого проекта, переросшего в социальный бизнес — красноярский «Ньютон-Парк», интерактивный музей науки. Его идея — рассказывать школьникам о точных науках в развлекательном формате.

В общем, важна поддержка на старте, дальше активный и творческий человек будет продолжать развиваться, а его дело — жить без дальнейшего грантового финансирования с нашей стороны.


— Я заметила, что людям, которые приходят в НКО, потом очень сложно вернуться в бизнес. Видимо, в НКО приходят люди, которые уже доросли до определенного уровня качества жизни, понимания того, что нужно сделать не только что-то для себя, но и для той среды, в которой ты живешь, работаешь, учишься и так далее. Это здорово, что вы поддерживаете этих людей.

— Сегодня поддержка друг друга — это очень распространенное явление.


— И люди вкладывают не только деньги, но и свою энергию. Им не все равно, что будет дальше, их интересует результат. Когда я соглашалась на позицию директора НКО, я не предполагала, что настолько включусь. Думала, что у меня бизнес, а это я просто поддержу. И в процессе я осознала, насколько велика ответственность. Сколько в среднем грантов вы даете в год?

— Около тысячи грантов и стипендий ежегодно. Из них 500 — это ежемесячные стипендии для магистрантов в размере 20 тысяч рублей, которые студенты получают до окончания учебы в магистратуре. Гранты организациям могут достигать 15 миллионов.


— Серьезный спектр.

— Да, это так. У Фонда помимо крупных грантов есть и небольшие, но не менее важные. Например, мы регулярно проводим конкурс профессиональной мобильности «Музейный десант», который позволяет музейным специалистам принимать участие в групповых и индивидуальных стажировках в России и за рубежом. Гранты по этому конкурсу не такие большие — до 300 тысяч рублей. Однако благодаря этому грантополучатели могут участвовать в конференциях, знакомиться с проектами коллег, обмениваться опытом.


— Я понимаю, что вы готовы к разному масштабу в зависимости от предмета, от региона, и это здорово. Мы немножко затронули тему жизни после гранта, но тем не менее расскажите чуть подробнее, как вы оцениваете эффективность реализованного проекта? И что происходит после того, как грант заканчивается? Вы курируете каким-то образом эти проекты, людей, команды или отходите в сторону?

— В проектных музейных конкурсах Фонд отмечает лучшие реализованные инициативы, которые могут выступать моделью для тиражирования. Для нас также важна обратная связь от грантополучателей, поэтому мы стремимся отслеживать, что происходит с проектами и с командами после завершения грантового финансирования. Как показывает опыт, грант для многих — только начало.

Зачастую, чтобы понять эффективность грантовых инициатив, мы проводим разного рода исследования. Например, мы изучали профессиональные траектории выпускников программ Фонда. Стипендиаты часто отмечают, что участие в Стипендиальной программе Владимира Потанина позволило им попасть в нужную среду, установить важные связи. Это утверждение подтверждает лозунг стипендиального конкурса «Больше чем стипендия». Аналогичный результат мы получили и по музейным конкурсам: самое ценное для музейных специалистов — вхождение в профессиональное сообщество. Кстати, результаты этих исследований находятся в открытом доступе.

Важно добавить, что фонд не курирует проекты, на которые он выделил грант. Однако мы поддерживаем партнерские отношения с нашими выпускниками, вовлекая их в программы фонда в качестве экспертов.


— Насколько вы занятой человек и как выглядит ваш среднестатистический рабочий день?

— Среднестатистический рабочий день длится дольше, чем он должен быть. (Смеется.) К сожалению, в отведенные 8 часов не удается сделать все, что было запланировано. Но частично это связано и с тем, что для меня важно лично видеть проекты и общаться с нашими грантополучателями. В том числе и в регионах.


— То есть вы отдаете толику своей энергии в каждый проект, который случается?

— Конечно, не в каждый, но по возможности стараюсь получать обратную связь от грантополучателей, чтобы понимать ценность поддержки для конкретных людей или организаций. Разумеется, более тесно с проектами работают коллеги, которые каждый день остаются с грантополучателями на связи.


— Стресс — часть вашей жизни? Как вы с ним справляетесь?

— Я бы сказала, что во всех некоммерческих организациях уровень стресса высокий. Мы работаем с людьми — и это уже фактор, требующий больших ресурсов. Более того, на нас лежит большая ответственность за распределение средств, что также не дает расслабиться. Но я восстанавливаюсь, когда получаю обратную связь и вижу конечный результат. Мы снова возвращаемся к ценностям, потому что работа в Фонде — это больше, чем просто набор профессиональных функций, это еще и личная заинтересованность в проектах.


— Это такой грамотный энергообмен: ты сначала вкладываешь энергию в цель…

— …и она к тебе возвращается. Приходит понимание, что работаешь не зря. Это очень стимулирует и вдохновляет.


— Что помогает вам оставаться просто женщиной на такой высокой позиции, как ваша?

— Никогда об этом не думала. Наверное, нужно просто оставаться собой. Я никогда особой грани не проводила между собой и своей профессиональной деятельностью.


— Мне кажется, оставаться собой — это самое дорогое удовольствие, которое мы можем себе позволить… Вы проводите достаточно большое количество исследований в фонде по качественным характеристикам. А по каким критериям вы лично для себя определяете качество жизни?

— Понятие качества жизни у каждого человека индивидуально. Люди, живущие в соседних квартирах, могут одну и ту же среду воспринимать комфортной или некомфортной. Для меня важно, чтобы существующая вокруг среда подталкивала к позитивным внутренним изменениям и движению вперед. Не менее важно иметь возможность заниматься любимым делом большую часть своего времени. Сочетание этих нескольких составляющих и обеспечивает достойное качество жизни.


— Складывая личные пазлы вашей картины мира, вы считаете себя счастливым человеком?

— Да!


— Вы любите театр, кино?

— К сожалению, на кино у меня не так много времени. Чаще всего я смотрю фильмы во время перелетов. В театр же я хожу часто и не хочу эту традицию нарушать. Театр помогает отвлечься, зарядиться позитивными эмоциями и вдохновиться чем-то новым.


— Есть что-то, что вас восхитило в последнее время, что вы можете посоветовать читателям?

— Совсем недавно я ходила в Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко на премьеру балета «Дон Кихот» в хореографии Нуреева. Прекрасный классический балет, который дарит позитивные эмоции и приятное послевкусие.

26 декабря 2019
Юлия Жоля для раздела Стиль жизни