Стиль жизни

Музыка. «Жизнь и смерть Карменситы» Игоря Бутмана

Кармен была и коварной обольстительницей у Бизе, и невинной жертвой собственной красоты у Щедрина. Какая же она сегодня, в джазовой обработке?

Свое виденье классического

произведения представил на фестивале искусств «Черешневый лес» Игорь Бутман. Подробности — в его интервью для Posta-Magazine.

Игоря я встречаю выходящим с репетиции, в руках — неизменный саксофон, с которым он не расстается на всем протяжении интервью. Через пару часов — премьера «Карменситы» и закулисье ММДМ бурлит, как потревоженный улей. Туда-сюда снуют сотрудники, кто-то переставляет весенние букеты с черемухой, рабочие запускают эскалаторы. Наконец, нам удается найти спокойное место в холле с видом на Москва-реку и побеседовать.

Игорь Бутман — один из лучших саксофонистов нашей страны, народный артист России, музыкант, признанный во всем мире и особенно любимый в США, где долгое время жил. Он возглавляет Московский джазовый оркестр, джазовый же квартет, руководит двумя клубами, звукозаписывающей компанией и гастролирует по всему миру, так что застать его в Москве — событие редкое.

Игорь Бутман

В рамках фестиваля искусств «Черешневый лес», организуемого Bosco di Ciliegi, Игорь представил публике полюбившийся в последние несколько лет жанр джазовой аранжировки академических произведений. Сначала — «Шехерезада» Римского-Корсакова, потом «Князь Игорь» Бородина, в этом году — «Кармен» Жоржа Бизе, трансформировавшаяся стараниями Николая Левиновского в концерт для джазового оркестра «Жизнь и смерть Карменситы». Но и здесь не обошлось без сюрпризов — роль Карменситы исполняет скрипачка Екатерина Асташова, а за испанские мотивы в вокале отвечает интересная молодая певица Фантине.

— Николай Левиновский, автор аранжировки «Карменситы», можно сказать, ваш напарник по импровизациям. «Шехерезада» ведь тоже его работа. Как родился этот творческий тандем?

— Николай — мой друг, кумир детства. Когда я был маленьким, слушал и восхищался его ансамблем «Аллегро». Прошло лет шесть после нашего знакомства, и я вошел в этот ансамбль и восхищался им уже на сцене. Мы вместе работали в Америке, хотя я не ждал, что он эмигрирует. Однако, когда появилось желание и возможность, он уехал в США и до сих пор там живет. Но сотрудничество наше началось с ансамбля, продолжилось в Америке и вот здесь, когда я вернулся. Все аранжировки в нашем оркестре пишет Николай Левиновский.

— «Кармен» — одна из самых востребованных пьес: Бизе, потом Щедрин и теперь джазмены взялись за нее. Почему? Что в этой истории такого?

— Наверно, все музыканты в джазе играют мелодии из «Кармен», все знают эту замечательную музыку. Она очень человеческая, очень увлекающаяся, поэтому у нас всегда было стремление использовать ее для своих импровизаций, и это очень серьезная работа. Мне не хотелось сделать джазовую обработку «между прочим», а именно всю «Кармен», все мелодии. Мы много об этом говорили в оркестре, в обсуждении принимали участие и наша солистка Катя Асташова, и Игорь Левиновский. Кроме того, мы уже много выступали с Башметом, у нас много завязок в академической, классической музыке, а год назад была «Шехерезада», и даже есть наш диск, альбом, полностью посвященный «Шехерезаде».

— И все же джаз — музыка, очень отличающаяся от академической. Что нового добавилось в звучание «Кармен» при джазовом исполнении?

— Она не только приобрела новое видение, новые гармонии, новые аккорды, но и усилилась. У нас играет скрипачка: с одной стороны, очень мощно, с усилением, с другой стороны, мы стараемся скрипку не забить, потому что, когда оркестр вырывается на свободу, идет такая мощь, какой ни у Щедрина, ни у Жоржа Бизе нет. 16 разгневанных мужчин, играющих испанскую музыку, с испанской страстью — это иногда даже страшно (смеется).

— Помимо скрипки большая роль в вашей новой программе отводится вокалу, и за него отвечает австралийская певица Фантине. Как началось это сотрудничество?

— Мы нашли ее два года назад — замечательная девушка с интересным происхождением: у нее папа русский, а мама из Доминиканской Республики, Фантине великолепно поет на четырех языках, знает джаз, недавно записала альбом вместе с всемирно известными музыкантами кубинского происхождения Глорией и Эмилио Эстефан. Сейчас она живет в Майами, работает там, дает концерты и вот приезжает с нами выступать. У нас были совместные гастроли и в Индии, и в Америке, и в Италии — она главная солистка нашего оркестра.

Фантине

— Фестиваль — возможность для музыканта представить особую программу. Ваша, какая она? Это элитарная музыка?

— Наша программа «Жизнь и смерть Карменситы» действительно новая, специально для фестиваля «Черешневый лес», но она совсем не элитарная. Вообще, какая бы музыка не была элитарная, мы ее очеловечиваем своим отношением, эта музыка доступна всем, просто она требует гораздо лучшего исполнения. Если в музыке есть очень сложные моменты, они требуют дополнительной работы, для того, чтобы мелодия стала не грузной. Музыка должна нравится всем, что-то должно восхищать, и даже «произведения не для всех» таких композиторов как Стравинский, Прокофьев, Шостакович находят свои отклики у всех поколений и у разных людей. Я вообще считаю, что музыка не может быть «элитарной», она может быть сложнее, проще, но если она сыгранна блестяще, то она никого не должна оставлять равнодушным. Средства выражения могут быть разные, но отклик она должна находить у всех. И мы готовим программу не для специальных ценителей, потому что люди, которые приходят на фестиваль «Черешневый лес», это даже менее искушенная публика, чем те, кто приходит на джазовый фестиваль. Это очень открытое мероприятие, на него приходят люди, которые любят и театр, и джаз, и другую музыку, они любят премьеры, что-то новое. Это специфика фестиваля — он объединяет много стилей.

— Поэтому вы сотрудничаете с «Черешневым лесом» уже не первый год?

— Во-первых, я дружу с компанией Bosco di Ciliegi, с ее руководителем Михаилом Куснировичем, мне симпатично то, что он делает. Он очень успешный бизнесмен и интересный человек, он неравнодушный человек. Я бы, конечно, предпочел, чтобы он делал джазовый фестиваль, зачем нужны эти открытые фестивали? (смеется). Но Миша, имея большую душу, любовь ко всем его друзьям, дает нам возможность проявлять себя в самом лучшем, что есть, и, к счастью для публики, число артистов, которые выступают на фестивале «Черешневый лес», и его друзей все увеличивается, семья Bosco увеличивается. Это, конечно, потрясающе, хочется, чтобы как можно больше успешных бизнесменов поддерживали такие открытые фестивали. Даже закрытые пускай поддерживают, но это очень важно для культуры, для людей, для настроения.

— Какой формат выступления вам ближе? У вас есть и клуб, и оркестр, и квартет, вы выступаете как с большим количеством музыкантов, так и с маленьким, а что вам больше по душе?

— Мне нравятся на самом деле все форматы: с оркестром у нас огромный репертуар, разнообразный, но как артист я импровизирую меньше, потому что хочу дать возможность молодым ребятам проявить себя. Не только молодым — всем музыкантам дать возможность сыграть и получить часть аплодисментов. В малом составе мне больше приходится играть, импровизировать, это мне интереснее как музыканту, как руководителю. Но по разнообразию музыки, по мощи, конечно, оркестр — это уникальное действие. Мне нравится играть и с академическим, и с камерным оркестрами, нравится играть дуэтом. У нас замечательный дуэт с Диниилом Крамером, иногда играю с Антоном Барониным, с квартетом Андрея Кондакова… мне нравится любое музицирование в близком мне стиле.

— Ваша новая программа — это некий сплав театральности и джаза, вот главная роль отведена Екатерине Асташовой, скрипачке, т.е. она по сути Карменсита.

— Да, она Карменсита, мы ее убиваем в конце (смеётся). Я бы сказал, наша программа — больше смесь академической музыки и джаза, театральности будет не так много.

Екатерина Асташова

— Вот этот формат выступления — для вас любопытный эксперимент, или вы так видите джазовые концерты, что им не хватает действия, визуализации?

— Нет, хватает, но это интересно. Просто стояла задача попробовать, что будет, посмотреть. Мы с Катей уже несколько раз играли джазовую версию «Каприза» Паганини и сейчас готовим диск по тем композициям, которые у нас есть. Это просто интересно, мы думаем только о музыкальной части концерта, не о театральности. Но, конечно, когда красивая девушка стоит на сцене и блестяще играет на скрипке, с огромным оркестром, и с такой виртуозностью — в этом есть зрелищность.

— Вас нелегко застать в Москве в череде гастролей, что планируете дальше?

— Готовим диски: по «Капризу», и еще я очень хочу записать альбом маленьким составом, квартетом. А в сентябре у нас будет очень много гастролей: тур по США, потом мы возвращаемся в Москву и сразу же на гастроли в Индию. Также надеюсь, что будут гастроли на Шри-Ланке и в Сингапуре, и даже, может, в Китай заедем. Мы сейчас интенсивно работаем над этим, я очень хочу показать наш оркестр в Юго-Восточной Азии. Там большой интерес к музыке, но российские джазовые музыканты бывают крайне редко, поэтому мы открывать путь.


© Фантине, вокалистка концерта «Жизнь и смерть Карменситы»


Михаил Куснирович (Bosco di Ciliegi), Константин Андрикопулос, Ольга Цыпкина

Екатерина Лиепа. Константин Андрикопулос и Ольга Цыпкина

 

 

 

27 мая 2014
Ольга Лобасева для раздела Стиль жизни