Дети: Третья четверть

 
Ольга Спирина
Об авторе Все статьи автора
Ольга Спирина

— заместитель главного редактора журнала Mercury


В разгар третьей четверти, когда первоклассников отправили на внеочередные каникулы, чтобы хоть немножко передохнуть, родители тоже могут перевести дух и наконец сформулировать, какие страхи про первый класс оказались мнимыми, а какие трудности — реальными.

 
 
Дети: Третья четверть

Ольга Спирина выяснила у специалистов,

как снизить утомляемость школьника, почему для хорошей учебы надо много пить и прыгать и к кому бежать, если почерк в прописях никуда не годится.

Трудность № 1: самооценка.

Опытный московский нейропсихолог Татьяна Григорьева считает, что наиболее чуткими родителям нужно быть к психологическому состоянию первоклашки. «До школы ребенок ощущает себя хорошим, все, что он делает, хорошо. Все методики детского сада и тем более домашнего воспитания безоценочны, вот ребенок и уверен, что он хороший. С появлением конкурентной среды в классе, даже если учитель четко соблюдает правила о том, что нельзя вводить оценки или их заменители, очень важно деликатно объяснить ребенку, что есть вещи, которые у него получаются очень хорошо, просто хорошо и похуже. А у других детей все наоборот. Отличный момент, чтобы объяснить, что люди бывают успешны в разных видах деятельности».

Здравомыслящие психологи предупреждают, что самооценка ребенка в любом случае будет падать, даже если ребенок благополучно адаптируется к школе, потому что он не может стать лучшим везде. Родителю нужно быть готовым к этому, не завышать свои требования и убедить чадо, что если что-то не получается в учении, то это не значит, что он плохой.


Прежде чем читать дальше, проверьте, что в классе стоит кулер и из него всегда можно попить, потому что доказано, что любая умственная деятельность требует повышенного потребления воды. Клетки мозга, по разным данным, от 60 до 80 процентов состоят из воды, именно вода пропускает нервный импульс. Вода для мозга — как бензин для машины», — повторяют нейропсихологи. И учеба не сдвинется с места без бутылочки минералки.


Трудность №2: внимание.

«У детей в начальной школе большие проблемы с вниманием, им трудно сосредоточиться. Для тренировки внимания есть разные игры. Настольные игры, игры, в которые можно играть в машине или метро по дороге. Участие в игре — это еще и хороший педагогический прием: вот, смотри, в игре ты смог легко запомнить, значит, можешь и в уроках», — уверена психолог и педагог Олеся Заиченко, которая много лет помогает справляться с трудностями в учебе школьникам.

Например, игра «Бесконечное предложение»: первый игрок говорит «Стул», второй — «Красивый стул», третий — «Красивый стул стоит», и так появляется длинное-длинное предложение, которое каждый из игроков должен каждый раз полностью воспроизвести и не запутаться. Очень полезно развивать наблюдательность и зрительную память: например, попросить ребенка посмотреть полминуты на соседа по метро, а затем отвернуться и детально описать его, или во всех подробностях рассказать, что было на тренировке или кружке — кто как был одет, что принес, что и как сказал и т.д.

Трудность №3: утомляемость.

Утомляемость — одна из самых распространенных проблем школьников, она связана с функционированием подкорки, энергетического блока мозга, его «батарейки». Как только ребенок начинает вертеться на стуле, теребить что-то, допускать много глупых ошибок — пропуски, лишние буквы, дважды написанные слоги и слова — нужно задуматься о том, чтобы «подзарядить батарейку».

Олеся Заиченко советует родителям почитать про кинесиологию и «гимнастику мозга» — упражнения, которые тренируют обе руки, а значит, и оба полушария. Например, рисовать обеими руками мелкие рисунки (колечки, палочки) от края листа к середине, потом, наоборот, от центра к краям. Можно двумя руками рисовать рисунок — рожицу, солнышко, дерево — что-то симметричное. Хорошо жонглировать двумя руками или делать «перекрестный шаг» — левый локоть к правому колену, потом правый локоть к левому колену, это упражнение надо делать очень медленно, чтобы поймать равновесие.

По мнению нейропсихологов Петербурга, на энергетический блок мозга хорошо воздействуют ритмы: перед уроком и в паузе очень помогает потопать, похлопать, простучать песню или стихотворение, повторить ритм за учителем.

Это разминка для переменки. А по большому счету снизить утомляемость, по мнению нейропсихолога Татьяны Григорьевой, может выполнение простейших правил, о которых твердят родителям с момента подачи документов в школу. Нужно соблюдать режим: ложиться вовремя, вовремя кушать (важно интересоваться у ребенка, что именно он съел в школе, не нужна ли ему добавка), не «отсыпаться» на выходных — максимум можно дать поспать на часик дольше, чем в будни.


А вот второй совет идет, скорее, вразрез с тем, к чему приучает школа. Ребенку необходимо во время учебы движение, причем гораздо больше, чем требуют от прилежных учеников!


Татьяна Григорьева: «До школы ребенок находился в своем естественном движении, бегал, прыгал, а в школе вынужден сидеть столько, сколько того требует дисциплина. Это огромное напряжение, мышечная атония, которая не способствует учению.

Нейропсихология доказала, что учиться легче всего тогда, когда организм двигается весь — тогда работает и нервное волокно. Вы замечали, что, когда дети думают, они начинают болтать ногами, крутить что-то в руках? Это естественное движение, полноценно двигаться им запрещено, поэтому они перешли на что-то едва заметное, мелкое, но необходимое им для интеллектуальной деятельности. Не такая уж плохая идея, дать им с собой в школу для этих целей массажный мячик, шарик, колечко или какой-то антистрессовый тренажер для рук. Ни в коем случае нельзя запрещать им такое движение! Не нужно заставлять сидеть ровно, когда ребенок делает уроки. Правильная поза необходима только для письма, читать можно в любой позе, хоть на коленях, хоть лежа на животе и болтая ногами, а считать — даже вверх ногами, что и описано в педагогических книжках Никитина. В экспериментальной школе Тубельского, например, комплексы для лазания расположены прямо в классе и пользоваться ими можно во время урока, если ребенку необходимо разрядиться».

В продолжении этой мысли Татьяна советует обязательно включить в нагрузку ребенка спортивные или танцевальные занятия — минимум два, а лучше три раза в неделю по 1-1,5 часа, чтобы ребенок по-настоящему физически уставал и компенсировал умственную усталость.

Когда и зачем нужно бежать к специалистам

Они, специалисты, знают, что дети очень разные. К счастью, традиционное школьное образование больше не переделывает левшей в правшей, но оно все равно ориентировано на среднестатистическое восприятие информации. Например, легче всего в школе детям, у которых ведущее полушарие левое (отвечающее за логику) и которые лучше всего воспринимают информацию на слух.

Если же ваш ребенок кинестетик (т.е. его ведущий орган восприятия — осязание), ему может прийтись туго в первом классе. А если у него не совпадают ведущая рука и ведущий глаз, то ему в разы труднее освоить грамоту, и требуются специальные занятия. Левополушарные дети легче усваивают объяснения от общего к частному, правополушарные, наоборот, — от частного к общему. И если родитель при помощи специалиста определил тип способностей своего ребенка и делает ставку на подходящее для него объяснение, это очень повысит понимание предмета.

Так что столкнувшись с грязью в прописях или неспособностью понять условия задачи, не спешите обвинять своего ребенка в лени. Можно обратиться сначала просто к школьному психологу — он обычно способен определить тип проблемы и посоветовать специалиста. А затем отправляйтесь к нейропсихологу — сегодня в Москве они есть даже в бесплатных муниципальных центрах в каждом округе.

 

 

 

Ольга Спирина для раздела «Стиль жизни», отправлено: 14 февраля 2013

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
Балет: эксклюзивное интервью и фотосессия с премьером Михайловского театра Иваном Васильевым © Инна Логунова
Авто с Яном Коомансом: Porsche Panamera 4S и путь через Швейцарские Альпы © Ян Кооманс
Men in Power: глава российского подразделения международного инвестиционного фонда GEMCORP Capital Альберт Сагирян © Ника Кошар
Эксклюзив Posta-Magazine: интервью с основателем Silken Favours Вики Мёрдок © Арина Холод
Кино на уикенд: почему надо обязательно посмотреть сериал «Молодой Папа» © Ника Кошар
Beauty Weekend: 7 мест в Москве с быстрым и качественным маникюром © Posta-Magazine

       
©2011—2016 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.