Стиль жизни

Дети: Куклотерапия и 5 главных психологических проблем у детей

Татьяна Шишова вместе с Ириной Медведевой создали уникальный психологический тренинг по куклотерапии, когда кукольный театр помогает детям и родителям преодолеть трудности взаимоотношений.

Известный психолог Татьяна Шишова рассказывает Posta da VIP о самых распространенных проблемах,

с которым приходят родители к психологам, и о том, как их разрешить.

1. Сейчас одна из самых распространенных жалоб родителей — это повышенная возбудимость. Родители вслед за неврологами называют ее гиперактивностью. Она проявляется у ребенка непослушанием, неуправляемостью, невозможностью сосредоточиться.
Причины — часто физиологические: внутриутробная гипоксия, травмы при родах, последствия кесарева сечения.
С другой стороны, мы часто сталкиваемся с тем, что возбудимость ребенка увеличивается из-за того, что он находится под воздействием информационного потока — телевизора, мультфильмов, компьютера. И моя практика доказывает, что когда родители ограничивают или вообще изолируют детей от медиа, то все его проблемы сами собой заканчиваются. Недавно я была в небольшом городке в Карелии, где дети до сих пор много играют на улице, сами гуляют, редко сталкиваются с компьютером — и там, конечно, гораздо более спокойная и здоровая картина среди детей.
Второй психологический фактор, влияющий на возбудимость ребенка, — невыстроенная иерархия в семье, нарушенные отношений между родителем и ребенком. И неправильные средства воздействия на ребенка: часто на таких детей кричат, наказывают их, а агрессивные меры воздействия делают только хуже… Родителям лучше не отталкивать такого ребенка от себя, а действовать четко, понятно, предсказуемо.
Одна из распространенных жалоб родителей: эти дети очаровываются плохим, им нравятся отрицательные персонажи, они берут за образец агрессивное поведение, чтобы привлечь к себе внимание. Такого ребенка нельзя перегружать зрелищами, бесконтрольным общением с другими детьми, им нужно больше быть дома с родными, они нуждаются в четком расписании занятий. Их надо с раннего возраста понемногу терпеливо приучать чем-то заниматься — спортом, музыкой, рисованием, потому что когда они подрастут, они будут бросать любое занятие, даже очень им интересное, столкнувшись с первой же трудностью. Такие дети легко отвлекаются, они неусидчивые — если их предоставить самим себе, то они не научатся преодолевать внутренние трудности, например, лень, а будут утешаться развлечениями (они, кстати, сильнее других подвержены зависимостям).
Неправильно относиться к этим детям так же, как к тем, кто обладает более устойчивой психикой: они часто даже не могут сами играть, их надо этому учить, им нужно больше гулять, отдыхать. Нередко взрослые не считаются с этими особенностями ребенка и состояние его ухудшается.

…На тренинге по куклотерапии в родительской школе «Драгоценность» царит очень дружелюбная атмосфера: дети открыты, с удовольствием придумывают сюжеты, переживают за спектакли товарищей, прекрасно сотрудничают во время своих спектаклей с мамами… Я была очень удивлена, когда в перерыве ведущая тренинга сказала, что большинство детей приходят в «пограничном состоянии»: приводы в милицию, ежегодная смена школ из-за хулиганства или неуспеваемости, депрессивные состояния.

2. Часто родители обращаются в связи с демонстративным поведением ребенка — это или кривляние, шутовство, или хулиганство, подражание «крутым», едва ли не уголовным манерам. Например, исходя из моей практики, по сравнению с 1990-ми годами, когда для такого поведения было больше социальных причин, как ни странно, такой тип поведения сегодня у детей встречается намного чаще — еще более странно, что он встречается у дошкольников в интеллигентных семьях.
Я считаю, что причина укоренения этих «бандитских манер» — в примерах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Если мы внимательно посмотрим на рекламу, особенно, на молодых людей в рекламе, то увидим, что они часто кривляются и принимают какие-то развязанные позы, говорят грубости. А персонажи «Улицы Сезам», например? Уродливые, карикатурные. Или комиксы, или даже иллюстрации в книгах. Эти образы ребенок считывает без комментариев, он неспособен отнестись к ним критично, эта среда оказывает на него очень большое влияние.
Чтобы избежать таких проблем, обращайте внимание на то, что ребенок потребляет в качестве визуальной продукции — игрушки, фильмы, печатная продукция, одежда. И вместо бойца со зверским выражением лица купите мальчику богатыря — который тоже несет образ силы и доблести, но не жестокости и тупости. Если у ребенка есть тяга себя показать, нужно поощрять его показывать себя с хорошей стороны — как помощника, как пример для подражания младшим, как автора красивых и полезных вещей.

…К каждому занятию по куклотерапии ребенок вместе с родителем готовит два «заданных» психологом этюда. Один проигрывает сложную для него ситуацию (день в школе, помощь по дому и т.д.), во втором принимает участие альтер-эго ребенка — собачка, сделанная им собственноручно из пары перчаток. Собачка ведет себя точно как ребенок, испытывает те же трудности, а ребенок помогает ей найти выход. Психологи предупреждают, что представляют маленьким клиентам куклотерапию не как поход к психологу, а как занятия по артистичности — и это помогает им раскрыться.

3. Очень часто возникает проблема адаптации детей к школе, и причина — очень сложная программа и непродуманная нагрузка. И если с начальной школой дети еще справляются, то в 4-5 классе родители уже вынуждены обратиться за помощью. Проблема не только в программе, в школе с серьезной нагрузкой ребенок оказывается в очень жесткой конкурентной среде. Учеников все время сравнивают с некой завышенной планкой и друг с другом, они часто слышат, что не тянут, не будут аттестованы, не попадут в следующий класс — у них все время ощущение, что они бегут за отъезжающим паровозом. Дети платят за это страхами, депрессиями, девочки просыпаются в пять утра, чтобы повторить уроки, мальчики теряют всякий интерес, у них развивается равнодушие. И те, кто изначально подавал большие надежды, не может развить свой потенциал.
Необязательно покидать такую школу — ведь часто родители выбирают школу в том числе из-за того, чтобы оказаться в правильной среде. Часто, пройдя с родителями наш тренинг куклотерапии, дети лучше осваиваются в коллективе. Но иногда все же приходится принимать более радикальные решения — отдавать в более «простую» школу, в творческую или православную школу, например, или на домашнее обучение.

…Тема четвертого занятия — как сделать так, чтобы враг перестал быть врагом. 12-летний рыжий Саша вспоминает, что русичка в школе сама делает ошибки у доски. Домашнее задание к следующему уроку — попытаться вспомнить что-то, за что можно своего врага пожалеть. И еще сложнее — найти в нем что-то симпатичное. Это очень трудно, мало кто с первого раза справляется.

4. Страхи у детей были всегда и, конечно, есть сейчас. Сегодня ничего специфического, как, например, было в СССР, когда боялись атомной войны, я не замечаю — обычные страхи: боятся сказочных персонажей, злодеев, чудовищ… Еще дети боятся того, чего боятся их родители.
Общая тревожность сейчас высокая: дети не засыпают одни даже в 6-7 лет, многие среди ночи приходят к родителям. Во многом это связано с психологической нагрузкой, с завышенными требованиями, с нехваткой общения с родителями и из-за чувства незащищенности, которое рождает жизнь в мегаполисе. Надо стараться проводить с ребенком больше времени, не отказывать ему в тепле и внимании, не одергивать его, не делать из ребенка кого-то другого.
Чтобы разрешить проблему, родителям часто необходимо переосмыслить систему ценностей: заработать денег на совместную поездку бывает не так важно, как провести с ребенком время здесь и сейчас. Большая ошибка — с пеленок воспитывать ребенка лидером, первым во всем. Дети не справляются с такой нагрузкой, с такими ориентировками не могут научиться дружить — ведь дружба требует уступок и компромиссов, так они оказываются обречены на одиночество, которое очень болезненно переживают в подростковом возрасте.
Другая распространенная беда: родители позволяют детям вседозволенность ради якобы раскрытия их творческого потенциала, не выставляя им никаких рамок. В таких семьях ребенок действует, как он хочет, не имея никаких правил — и вот парадокс, именно в этом случае творческие и познавательные способности бывают подавлены, а детей накрывают страхи.

…На последней встрече тренинга по куклотерапии собачки каждого ребенка переживают «инициацию» — им нужно совершить подвиг, очень трудный подвиг, который означает для них преодоление той главной трудности, с которой они пришли. После тренинга около трети детей сами приходят в кукольную театральную студию — потому что увлеклись, а не потому что требуется продолжение. Случаи, когда проблема не снимается, очень редки.

5. Сегодня гораздо чаще, чем раньше, жалуются на грубость, агрессивность, хамство детей по отношению к родителям. Это проявляется даже у дошкольников! Ребенок может поднять руку на родителя, говорить грубости, материться — и снова это проявляется в культурных семьях, где нет отрицательных примеров. Опять совет: отфильтровать, какую «пищу» из медиа получает такой ребенок. И посмотреть на себя: насколько культурна наша речь? Пользуемся ли мы жаргоном? Вежливы ли друг с другом члены семьи?
Важна семейная солидарность: часто бывают такие ситуации, когда ребенок грубит бабушке, а родители не останавливают ребенка, или же ребенок грубит матери, а отец не защищает мать, а наоборот, упрекает ее, что она так воспитала ребенка, и тем самым, одобряет грубое поведение. Опыт показывает, что если родители начинают действовать сплоченно, то ситуация нормализуется. Научиться не грубить — гораздо легче, чем научится читать!

Кто приходит на консультацию к психологу:

— среди детей мальчиков гораздо больше, чем девочек — девочки более стрессоустойчивы в любом возрасте
— чаще всего обращаются родители детей 6-7 лет, поняв, что ребенок психологически не готов к школе. Следующая волна — 4-5 класс, это возраст, на который приходится большинство проблем с поведением. Затем — подростковый возраст, самый сложный. На занятия куклотерапией Татьяна Шишова рекомендует приходить не позже 13-14 лет, когда клубок проблем еще не стал слишком запутанным.

Как пройти курс куклотерапии:

— сначала надо прийти с ребенком на индивидуальную консультацию, а потом подождать, когда наберется группа, в которой вашу проблему получится решить
— тренинг состоит из 8 занятий по 3 часа с периодичностью раз в неделю
— нужно быть готовым к тому, что родитель с ребенком вместе ставят спектакли и делают «домашние задания» — это дает возможность родителю приобрести иной опыт воспитания и сблизиться с ребенком
Адрес: родительская школа «Драгоценность» www.драгоценность.рф

Что почитать:

Ирина Медведева, Татьяна Шишова, «Лекарство — кукольный театр»
Татьяна Шишова, «Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет»
Татьяна Шишова, «Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость»
Татьяна Шишова, «Страх мой — враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов»

 

 

 

17 мая 2012
Ольга Спирина для раздела Стиль жизни