Вкус

Вице-президент группы компаний Simple Анатолий Корнеев — о «снизерстве» и феномене популярности итальянских вин

Россию и Италию связывают прочные отношения — как экономические, так и просто дружеские. Недавно, в знак укрепления этой связи,
в посольстве Италии в Москве Анатолию Корнееву, вице-президенту группы компаний Simple, вручили уже второй орден «За заслуги перед Итальянской Республикой», отметив его усилия в деле продвижения итальянской культуры.

Мы поговорили с господином Корнеевым об истории партнерства двух стран, итальянском вине и его популярности в России, а также выяснили, какие места в Италии он считает интересными для посещения.

О вкладе и ордене

На самом деле второй орден мне вручают не совсем за мой личный вклад в продвижение Италии — как в гастрономической, так и в экономической плоскости. Да, правительство страны выбирает объект награды, локомотив, идущий во главе состава. Но успех, который был отмечен, стал плодом коллективного труда полутора тысяч человек — всей компании Simple. Мой же вклад, кстати, можно выразить еще и в знаках: за последние 25 лет мною было написано свыше 750 000 слов, которые имеют непосредственное отношение к Италии.

Вице-президент группы компаний Simple Анатолий Корнеев — о «снизерстве» и феномене популярности итальянских вин

Вице-президент группы компаний Simple Анатолий Корнеев — о «снизерстве» и феномене популярности итальянских вин

О связи с Италией

В эту «лодку» я попал случайно. По образованию я филолог, лингвист, специализирующийся в области итальянского языка. Первым моим местом работы после окончания университета была итальянская компания Chianti Ruffino, которая с вином связана напрямую — как производитель.

Моя деятельность сегодня — во многом популяризаторская, а не сугубо коммерческая. Я читаю огромное количество лекций в обеих странах. В Университете города Пиза — очень престижном вузе, который входит в десятку лучших в Италии, — я продвигаю российскую действительность, рассказываю, что происходит с рынком, веду лекции по маркетингу. В России, в ВШЭ, у меня есть авторский курс. Также я веду курс в винной школе «Энотрия», которая на сегодняшний день подготовила более шести тысяч специалистов к работе на российском рынке.

Откуда берется эта любовь?

Чисто эволюционный процесс! Как только ты соприкасаешься с Италией, этой чудесной и обласканной богом страной, ты не можешь не заразиться ее энергетикой! В маркетинге это называется «снизерство» (от английского слова to sneeze — «чихать»). Достаточно потрогать итальянца, заряженного солнцем, бодростью, гуманизмом и чувством прекрасного, для того, чтобы влюбиться и пойти за ним.

Наша компания делает достаточно много: от покупки и дальнейшей продажи до производства. Самое главное для человека, который связан с продвижением чего-либо, в том числе культуры и целой страны, — разбираться в предмете. Это его святая обязанность. Поэтому, естественно, требуется знание языка, истории и далее по списку.

Вице-президент группы компаний Simple Анатолий Корнеев — о «снизерстве» и феномене популярности итальянских вин

Исторические связи между Италией и Россией

Как минимум с XVIII века между нашими странами установились нерушимые связи. Во-первых, итальянские архитекторы строили Петербург, а Кремль в Москве — еще раньше — флорентийцы, болонцы и миланцы. Контакты на почве экономики и виноделия установились, конечно, куда позже. Италия — не просто крупнейший экспортер, а еще и один из двух наиболее значимых производителей вина в мире.

Развитие виноделия в Италии в современном его прочтении пришлось на 90-е годы XX века и на нулевые. Все говорят о революции, произошедшей в 60-е, но она имела отсроченный результат. Как раз в 1994 году мы с Максимом Кашириным основали свою компанию: в 2019-м отметим ее 25-летие. Так получилось, что ровно тогда же на международный рынок вина пришла и Италия. Нам просто повезло, мы оказались в нужное время в нужном месте.

Максим Каширин, Юлия Вершинская, Анатолий Корнеев, Владимир Филипцев

Максим Каширин, Юлия Вершинская, Анатолий Корнеев, Владимир Филипцев

Доля итальянских вин на рынке

В портфеле компании Simple на итальянские вина по-прежнему приходится самая крупная доля и в литровом, и в денежном эквиваленте. Если говорить о деньгах, то Италия может немного уступать Франции: вина из региона Бордо попросту дороже. А вот с точки зрения объемов бизнес мы ведем, конечно, в основном с итальянцами. Добавьте сюда итальянскую воду, которую мы привозим, и объемы станут еще более внушительными.

В России это также самая стабильная категория: на нее не повлиял даже кризис. Италия стала единственной европейской страной, которая не утратила популярности среди россиян — в силу, во-первых, исторического тяготения русских к ее культуре, а также по причине политического поведения в рамках сложившегося конфликта. Здесь нужно отметить и действия властей, которые представляют Италию на территории нашей страны. Они приложили недюжинные усилия, чтобы поспособствовать этому. В результате итальянское вино не провалилось в продажах.

Вице-президент группы компаний Simple Анатолий Корнеев — о «снизерстве» и феномене популярности итальянских вин

Секрет популярности вин из Италии

Утверждение, что преимущество итальянских вин заключается в соотношении «цена — качество», будет ошибочным. И в Италии, и во Франции, и в Испании вы найдете прекрасные вина, да и баланс между качеством и ценой у них будет вполне правильный.

На мой взгляд, популярность итальянских вин в России также сложилась естественным образом. Когда российский рынок открывался для других стран, взаимодействие шло в первую очередь с Францией. Со времен Российской империи французское вино доминировало на нашем рынке, в культуре и кухне. Вместе с тем это был очень дорогой, премиальный продукт. В 90-е годы открылись новые возможности, на рынок пришли другие страны. Мгновенно возникла Грузия. Среди европейских конкурентов Италии проявили себя Испания и Германия.

Но все игроки выступали в исключительно низких ценовых категориях. На тот момент мы были первыми, кто системно начал привозить итальянское вино. Важно, что мы импортировали просто премиальные, а не суперпремиальные наименования. С того момента, можно сказать, и был дан старт усилению позиций итальянского вина на российском рынке. Одновременно с этим открывались итальянские рестораны, появился туризм. Он был чуть более дорогим и престижным, буквально на каплю, но это сыграло свою роль в позиционировании. Так укоренился имидж итальянского вина как немного более качественного. Чистое стечение обстоятельств: все совпало.

Вице-президент группы компаний Simple Анатолий Корнеев — о «снизерстве» и феномене популярности итальянских вин

Куда поехать в Италии

Можно ткнуть пальцем в любое место на карте Италии — не ошибешься. Например, Верону, в которую устремляется поток туристов со всего света, стоит разбавить менее популярными городами области Венето. Та же Падуя — город очень красивый, но при этом менее разрекламированный. Ближайший к Венеции, исторически более богатый. Следом за ним идет Виченца — маленький городок, где можно посмотреть Палладио, увидеть самый старый театр Европы под открытым небом.

Хорошей идеей будет съездить в северную часть озера Гарда. Само по себе озеро заезжено до дыр, но только с южной стороны, а если отправиться на север, то вы попадете в прекрасный уголок. В 50–60-е годы там не было дорог, поэтому доезжали туда только знать и очень богатые люди. Называется место Рива-дель-Гарда. На юге — толпа, пирожки, которые жарятся на солнце, а на севере — тишина, красота и покой. При этом Гарда — озеро русских. Там селились многие исторические персонажи: например Ида Рубинштейн.

Есть еще Пьемонт — весь: и север, и юг! Потрясающее место, которое объединяет и гастрономию, и виноделие. Здесь представлены и сыроделы, и выдающиеся вина, и самые дорогие белые трюфели из Альбы.

Вице-президент группы компаний Simple Анатолий Корнеев — о «снизерстве» и феномене популярности итальянских вин

С каких наименований лучше начать знакомство с итальянским вином:

  • вердикьо — белое вино из региона Марке;
  • кьянти из местечка Гайоль— хорошее соотношение цены и качества и попросту лучшее кьянти в регионе;
  • неро д’Авола из Сицилии.

Вице-президент группы компаний Simple Анатолий Корнеев — о «снизерстве» и феномене популярности итальянских вин

Вице-президент группы компаний Simple Анатолий Корнеев — о «снизерстве» и феномене популярности итальянских вин

 

 

 

22 июня 2018
Елена Полякова для раздела Вкус