Дизайн & Декор

От копилки до спорткара: вспоминаем гениальные работы дизайнера Луиджи Колани

Легендарный промышленный дизайнер, отец биодинамики и автор более 4000 творений ушел из жизни в Карлсруэ в возрасте 91 года.

«Земля круглая, все небесные тела круглые, и все они движутся по эллиптическим орбитам. Я тоже следую природе: создаваемый мною мир округлый», — не переставал повторять Колани.

Будущий революционер промышленного дизайна родился в Берлине — не просто в другом веке — в 1928 году, а, кажется, в другой реальности. Творческую мысль художника не сдерживали рамки существующих художественных и архитектурных стилей, он был настоящим художником-визионером, который смело творил футуристические миры. Он вспоминал, что в детстве родители не торопились покупать ему игрушки, прививая творческий подход, так что он был вынужден делать их самостоятельно из подручных материалов — бумаги, дощечек, клея… Оригинальное воспитание дало свои плоды, и вот, по окончании Берлинской академии художеств (класс скульптуры и живописи) в 1947-м он уехал в Сорбонну изучать… аэродинамику. Он жил в Китае и около двадцати лет в Японии, так что, вполне возможно, синтоизм с его обожествлением природы повлиял на дизайнера, и он буквально начал «оживлять» промышленный дизайн, создавая биодинамические проекты. Убедиться в этом можно было в Музее дизайна в Лондоне, где в 2007-м открылась ретроспектива работ Луиджи Колани с красноречивым названием «Перевод природы». При этом на выставке были представлены футуристические автомобили, поезда и самолеты, спроектированные дизайнером — биодинамика в действии!

В 1950-е в Калифорнии на легендарном авиапредприятии Douglas Колани занимался исследованиями сверхвысоких скоростей, затем отправился во Францию, чтобы конструировать спорткары. В1954-м на Женевском автосалоне он даже получил «Золотую розу» за дизайн модели Fiat 1100, а позже трудился над «внешностью» Alfa Romeo, Lancia, Volkswagen, Ferrari, Fiat, Ford, Mazda, Mercedes-Benz, Porsche, BMW. В конце 1970-х его обтекаемые грузовики, корабли и другие транспортные средства регулярно мелькали на дизайнерских выставках по всему миру. Колани приложил руку и к нашему автопрому — в 1987-м придумал дизайн прототипа Lada Gorbi!

Помните, он серьезно изучал аэродинамику, поэтому его творения были не только эффектными, но и быстрыми, а также экономичными в плане потребления топлива и, соответственно, экологичными. Луиджи Колани можно вполне назвать «зеленым» дизайнером, так как его всерьез волновала проблема сохранения окружающей среды. Одним из самых продолжительных проектов дизайнера — почти 30 лет работы! — было создание аэродинамических грузовиков Colani Trucks. Это был настоящий прорыв в индустрии! И дело не только в удивительном обтекаемом «экстерьере» его творений, но еще и в их топливной экономичности.


«Тупая индустрия не поняла мой посыл. За это время они сожгли миллиарды литров топлива, а если бы они переняли мои идеи, воздух на планете был бы намного чище», — сердился Луиджи Колани.


В 1991 году он спроектировал автомобиль, потребляющий всего 1,7 л на сто километров, но он не имел успеха, ведь, по словам дизайнера, немецкие политики только болтают о защите климата, а на самом деле заинтересованы в сохранении статус-кво — высоких налоговых поступлениях.

Но Колани увлекался не только автомобилями и самолетами. В 1960-х он занялся мебельным дизайном, а через десять лет уже делал… ручки, кухни. В 1963-м он, например, специально для Dresdner Bank придумал симпатичную копилку-слоненка — Drumbo elephant money box, которая и по сей день остается популярным сувениром, а в 70-х — кухню-шар, где «хозяйка завтрашнего дня», сидя в центре пространства-сферы, могла, не вставая со стула, дотянуться до плиты или холодильника. Придумал он и биодинамический рояль Pegasus для компании по производству фортепиано Schimmel, и легендарную фотокамеру Canon T90 — удивительно стильную и эргономичную, которую считал одним из своих лучших творений. «Крылатые» автомобили, мебель, похожая своими очертаниями на дельфинов, очки, сантехника, дома до сих пор сводят с ума своей эксцентричностью… Трудно назвать область, в которой бы не отличился гений дизайна. В 1992 году он занялся разработкой аксессуаров для компьютеров — привет, эра высоких технологий! — и придумал эргономичную мышку для Sicos удивительной футуристической формы. В 2003 году «3D-философ» — так сам себя называл Луиджи Колани — разработал униформу для полицейских Гамбурга, также он придумывал форму для стюардесс.

По оценке самого Колани, порядка 70 процентов его идей были не востребованы, но и реализованных вполне хватило, чтобы повлиять на дизайнеров — и не только промышленных! — во всем мире. В том числе и на Заху Хадид — тут вряд ли кто-то будет спорить. Колани ушел, но дело живет, ведь искусство вечно, а гений бессмертен. Этому послужат и работы творца-визионера, и центры дизайна его имени в Германии и Японии.

Уход Колани уже повлиял на создание нового шедевра. Грегорио Спини, дизайнер и экспериментальный исследователь, как его принято называть в СМИ, опубликовал в своем аккаунте в Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) фото футуристической урны для праха Колани. Обтекаемая яйцеобразная форма арт-объекта как нельзя лучше соответствует философии гения промышленного дизайна — создателя округлых миров.

18 сентября 2019
Posta-Magazine для раздела Дизайн & Декор