Культура

Art Weekend в Москве: интимный разговор с художником. Выставка «Ясумаса Моримура. История автопортрета» в Пушкинском музее

В Пушкинском музее открылась выставка японского фотографа Ясумасы Моримуры, представляющая более восьмидесяти его автопортретов, в которых он, перевоплощаясь в хрестоматийные образы художников прошлого, рассказывает свою собственную историю искусства.

Ясумаса Моримура. «История искусства в автопортретах. Комната ван Гога», 2016 г.

Основная часть экспозиции

расположилась в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, но с 14 февраля отдельные работы можно будет увидеть и в главном здании.

Ясумаса Моримура, с его андрогинной внешностью, с легкостью превращается в таких разных персонажей, как Караваджо, Рембрандт, Дюрер, Винсент Ван Гог и Фрида Кало. Широкоформатные цветные отпечатки поражают точностью воспроизведения мельчайших деталей полотен прошлого, от костюмов до нюансов мимики. Но не это главное. Моримура — концептуалист, его творчество — это тонкая смысловая постмодернистская игра, истоки которой лежат в дадаистских и кубистических коллажах, дюшановской «Джоконде» с пририсованными усами и образах поп-арта. С помощью апроприации, одного из ключевых методов современного искусства от Энди Уорхола до Синди Шерман, он выстраивает новую метареальность. В ней есть место для размышлений и об истории искусства, и о человеческой жизни, и о взаимоотношениях автора, зрителя и произведения. Если проводить литературные параллели, то работы Моримуры можно сравнить с «Именем розы» Умберто Эко или «Волхвом» Джона Фаулза.

Ясумаса Моримура. «История искусства в автопортретах. Караваджо. Крик Медузы», 2016 г.

Ясумаса Моримура. «История искусства в автопортретах. Караваджо. Крик Медузы», 2016 г.

Связь Моримуры с постмодернистской литературой подчеркивают и сопроводительные тексты его собственного сочинения к ряду фотографий, которые, впрочем, предназначены не для чтения, а для восприятия на слух — и сам художник настаивает на обязательном прослушивании этих комментариев. Они действительно дополняют и расширяют визуальные образы, создают впечатление живого диалога как с воплощаемым Моримурой художником или персонажем, так и с ним самим. «Я вижу слишком много. Для меня мир слишком нагляден… Это и чудо, и ужас — видеть слишком много. — Это из комментария к фотографии в образе Яна ван Эйка. — У того, чьи глаза видят слишком много, нет иного выбора, кроме как стать художником».

Ясумаса Моримура. «История искусства в автопортретах. Ван Эйк в красном тюрбане», 2016 г.

Ясумаса Моримура. «История искусства в автопортретах. Ван Эйк в красном тюрбане», 2016 г.

Значительная часть работ посвящена интерпретации знаменитых картин. Так, «Комната Вермеера» отчасти повторяет композицию «Аллегории живописи» 1667 года, на которой Вермеер изобразил себя за работой и позирующую ему музу Клио. Сама картина, помещенная на задний план фотографии, у Моримуры становится элементом интерьера, а сам Моримура предстает в виде героини, отсылающей к другой картине голландца, — «Женщине, читающей письмо». «Как вы думаете, где я, Ян Вермеер, нахожусь? — звучит голос в наушниках. — Правильно, я здесь, прямо перед вами. Я отказался выходить наружу. Ведь я не люблю людей. Мир меня пугает. Я предпочитаю камеру-обскура… Можете толковать это так: комната — это черная камера-обскура, письмо — это свет, сияющий извне… И читающая письмо женщина, которая никогда не осмелится выйти наружу, это не кто иной, как я сам, Ян Вермеер».

Несколько фотографий из серии «История искусства в автопортретах» «спрятаны» в залах постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Так, Моримуру-Курбе мы случайно обнаруживаем по соседству с полотнами Коро, а автопортрет в образе Беклина — рядом с Редоном и Каррьером.

Отдельный зал занимает серия фотографий, посвященных «Менинам» Диего Веласкеса, в которых Моримура в разных вариациях прибегает к тому же приему «картины в картине», акцентируя внимание на отдельных персонажах или фрагментах и развивая тему взаимоотношений между художником, произведением и зрителем. Помимо оригинала XVII века, эти работы одновременно отсылают и к «Менинам» Пикассо — серии кубистических картин 1957 года, в которых Пабло Пикассо также выстраивает диалог со своим предшественником.

Ясумаса Моримура. «Автопортрет в образе блудного сына, 1636», 1994 г.

Ясумаса Моримура. «Автопортрет в образе блудного сына, 1636», 1994 г.

Ясумаса Моримура. «Внутренний диалог с Фридой Кало: Венок и слезы (цветочное тондо)», 2001 г.

Ясумаса Моримура. «Внутренний диалог с Фридой Кало: Венок и слезы (цветочное тондо)», 2001 г.

Два других значительных цикла Моримуры — «Лица Рембрандта» по мотивам автопортретов голландца и «Внутренний диалог с Фридой Кало». Кроме того, с 14 февраля в Итальянском дворике главного здания можно будет увидеть двенадцать работ серии «Новые „Капричос“», которые, в свою очередь, дополнят недавно открывшуюся выставку «„Капричос“. Гойя и Дали».

Таким образом, напластование временных, стилистических и культурных контекстов постоянно расширяет поле интерпретации, в центре которого оказывается некая виртуальная историческая спираль — не заметная глазу, но определенно собирающая разрозненные элементы воедино.

Детали от Posta-Magazine
Выставка работает до 9 апреля
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, ул. Волхонка, 14
Главное здание, ул. Волхонка, 12 (с 14 февраля)
http://www.arts-museum.ru/

 

 

 

02 февраля 2017
Инна Логунова для раздела Культура