Культура

Венеция, море, два Ренуара: самые интересные выставки мая в мире

Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.

Венеция Каналетто, живопись и кинематограф отца и сына Ренуаров, Ле Корбюзье у моря — об этих и других выставках читайте в майском обзоре Posta-Magazine.

«В унисон с миром»

Фонд Louis Vuitton, Париж, Франция
До 27 августа

Очередной выставочный блокбастер Фонда Louis Vuitton — в экспозицию вошли работы крупнейших современных художников от Ива Кляйна до Филиппа Паррено и Мэтью Барни. Концепция проекта вдохновлена словами Ролана Барта из книги «Camera lucida. Комментарий к фотографии»: «Я решил быть ведомым сознанием моих чувств». Зритель путешествует по пространству знаменитого здания Фрэнка Гери, где каждый раздел экспозиции призван погрузить в определенное эмоциональное состояние. Так, в «Излучениях» флуоресцентные скульптуры Дэна Флавина соседствуют с живописной абстрактной «Сиренью» Герхарда Рихтера, настоящей симфонией цвета на полотне. А в разделе под названием «Здесь, бесконечно…» три актуальных художника — Адриан Вильяр Рохас, Вильгельм Сасналь и Сиприен Гайар — переосмысливают культовые произведения прошлого. Масштабная секция посвящена творчеству Такаси Мураками, где представлены его культовые работы, в которых он соединяет буддийскую иконографию с эстетикой манга и другими образами массовой культуры Востока и Запада.

«В унисон с миром» 
Фонд Louis Vuitton, Париж, Франция 
До 27 августа


«Каналетто и искусство Венеции»

Галерея королевы, Букингемский дворец, Лондон, Великобритания
11 мая — 21 октября

Во всем великолепии своих каналов и площадей, карнавалов и театральных представлений Венеция XVIII века предстанет в Галерее королевы в Букингемском дворце. В коллекции британской королевской семьи хранятся одни из лучших образцов творчества Каналетто. Работы прославленного мастера ведуты были куплены Георгом III в 1762 году у британского консула в Венеции Джозефа Смита, покровительствующего художнику и собравшего впечатляющую коллекцию из 50 живописных и 142 графических произведений. Помимо городских пейзажей Каналетто, на выставке можно будет увидеть работы его современников: Франческо Дзуккарелли, Пьетро Лонги, Розальбы Каррьеры, Джованни Баттисты Пьяцетты.

«Каналетто и искусство Венеции»
Галерея королевы, Букингемский дворец, Лондон, Великобритания 
11 мая — 21 октября


«Рубенс. Художник этюдов»

Музей Прадо, Мадрид, Испания
До 5 августа

Практика создания живописных этюдов в качестве подготовительного материала к полноформатным картинам появилась в XVI веке в Италии — первыми ее стали применять Караваджо, Тинторетто и Веронезе, однако они оставались преимущественно верны рисункам. Рубенс первым начал систематически использовать живописные этюды в работе над своими полотнами, сделав их обязательной и неотъемлемой частью практики. В одних он разрабатывал композиционные и цветовые решения, другие предназначались заказчикам, желающим получить представление о будущей работе, или же как образец для его учеников. Одни были очень приблизительными набросками, другие — почти законченными произведениями. На сегодня сохранилось около 500 образцов живописных штудий Рубенса — на выставке будет показано 73 из них. Впервые будет представлена одна из четырех сохранившихся рукописных копий утерянного альбома эскизов художника, сделанная непосредственно с оригинала и содержащая два рисунка самого Рубенса.

«Рубенс. Художник этюдов» 
Музей Прадо, Мадрид, Испания 
До 5 августа


«Ренуар: отец и сын / живопись и кино»

Фонд Барнса, Филадельфия, США
6 мая — 3 сентября

Один из главных кинематографистов классического Голливуда Орсон Уэллс назвал Жана Ренуара, сына импрессиониста Огюста Ренуара, «величайшим из кинорежиссеров». Выставка прослеживает художественный диалог между отцом и сыном. Кураторы проекта демонстрируют влияние творчества Огюста Ренуара на киноэстетику Жана и в то же время открывают неочевидные грани живописи отца через киноленты сына. Экспозиция строится вокруг ключевых тем в кинематографе Ренуара-младшего, как, например, образ Парижа, рассказывая также о его становлении как режиссера через многочисленные артефакты и архивные материалы: рисунки, костюмы, фотографии. Кроме того, в Фонде Барнса можно будет увидеть обширную коллекцию керамики Жана Ренуара.

«Ренуар: отец и сын / живопись и кино»
Фонд Барнса, Филадельфия, США 
6 мая — 3 сентября


«Ле Корбюзье у моря»

Вилла Стенерсена, Осло, Норвегия
5 мая — 28 октября

Чистые геометрические формы, использование крупных плоскостей из одного материала, плоские кровли и горизонтальные полосы окон на фасадах, свободная планировка — таковы «отправные точки современной архитектуры», сформулированные Ле Корбюзье в начале 1930-х годов. Один из величайших архитекторов XX века, он внес самый значительный вклад в теорию и практику стиля, известного как функционализм, суть которого заключается в том, что функция здания определяет его форму. Философия жилой архитектуры в этой логике укладывается в знаменитый постулат Ле Корбюзье: «Дом — это машина для жилья». Он был одержим машинами, что не мешало ему восхищаться природой («Меня привлекает любая форма естественной организации»), наблюдения за которой повлияли на его творчество как архитектора и художника. Выставка «Ле Корбюзье у моря» представит эскизы и живописные работы 1926–1936 годов, когда он каждое лето проводил в окрестностях Аркашона на юго-западном побережье Франции. Он зарисовывал все, что привлекало его внимание на пляже: лодки, ракушки, камни, выброшенные на берег коряги — и все это потом переносил на живописные полотна. Его работы на выставке дополнят дневниковые записи и фотографии — таким образом проект расскажет и покажет малоизвестного Корбюзье — мечтателя, лирика и немного ребенка.

«Ле Корбюзье у моря»
Вилла Стенерсена, Осло, Норвегия 
5 мая — 28 октября


«Бэкон — Джакометти»

Фонд Бейелера, Базель, Швейцария
До 2 сентября

Альберто Джакометти и Фрэнсис Бэкон оказали решающее влияние на искусство XX века. Впервые эти два столь непохожих художника становятся героями одной выставки — которая и призвана показать неочевидные параллели в их творчестве. Используя разную художественную оптику, Бэкон и Джакометти пристально изучают человеческую фигуру, которая у них предстает в измененном, деформированном или фрагментированном виде. И тот и другой с увлечением, граничащим с одержимостью, посвящают себя портрету как способу исследования человеческой натуры. Оба называли себя реалистами, открывая при этом все новые формы абстракции. Оба работали в маленьких, загроможденных вещами студиях — которые воссозданы в экспозиции в виде масштабных мультимедийных инсталляций. Выставка объединяет сто живописных и скульптурных работ из крупнейших музеев и частных собраний Европы и США.

«Бэкон — Джакометти»
Фонд Бейелера, Базель, Швейцария 
До 2 сентября


«Искусство и Китай после 1989 года. Театр мира»

Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
11 мая — 23 сентября

Выставка в Музее Гуггенхайма в испанском Бильбао представляет самые яркие и смелые художественные течения последних десятилетий, зарождение и развитие которых пришлось на поворотный момент китайской и мировой истории. Кураторы собрали работы более семидесяти художников и арт-групп, которые в своих часто провокативных художественных практиках стремятся к созданию альтернативной, свободной от идеологического давления реальности и утверждению универсального языка искусства. Хронологически проект ограничен 1989 и 2008 годами — от окончания холодной войны до летних Олимпийских игр в Пекине — периодом активных культурных поисков и экспериментов, разворачивающихся на фоне глобализации и роста китайской экономики. Разгон демонстрантов на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года был одновременно финалом и началом: завершилось десятилетие относительной политической, интеллектуальной и художественной свободы, которое сменила новая эпоха ускоренного развития и включенности в мировую экономику, хотя и в авторитарных условиях. Художники, чье искусство было отчасти катализатором этих процессов, сохраняли при этом довольно скептическое отношение к происходящим вокруг переменам. Название выставки отсылает к одноименной инсталляции «Театр мира» (1993) живущего в Париже китайского художника Хуан Йон Пина, представляющей собой клетку с насекомыми и рептилиями. Этот образ объединяет китайскую космогонию с философией западного Просвещения, а также идеями Мишеля Фуко с его критикой модернизма.

«Искусство и Китай после 1989 года. Театр мира» 
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания 
11 мая — 23 сентября

 

 

 

29 апреля 2018
Инна Логунова для раздела Культура