Культура

Католическое воображение и ничто: самые интересные выставки июня в мире

Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.

Акварели Олафура Элиассона, возвращение исторической выставки Пегги Гуггенхайм и нестабильные состояния Филиппа Паррено — об этих и других проектах июня в нашем очередном обзоре.

«Фрида Кало: создавая себя»

Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания
16 июня — 4 ноября

«Фрида Кало: создавая себя»
Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания
16 июня — 4 ноября

Впервые за пределами Мексики будет показана коллекция личных вещей и одежды Фриды Кало, которая по желанию ее мужа Диего Риверы была закрыта для публики на протяжении пятидесяти лет с момента смерти художницы в 1954 году. Артефакты будут представлены в лондонском Музее Виктории и Альберта наряду с ключевыми автопортретами Фриды. Одежда для нее — многочисленные красочные юбки с воланами, традиционные мексиканские вышитые топы и шали с бахромой, а также корсеты с религиозными и коммунистическими символами — была таким же художественным и идеологическим актом, что и живопись. В экспозицию войдет и обширная переписка Фриды с выдающимися художниками, фотографами и интеллектуалами, среди которых Ман Рэй, Исаму Ногучи, Мануэль Альварес Браво, Пабло Неруда. На протяжении всей жизни Фрида увлекалась фотографией — интерес, который она унаследовала от отца-фотографа. В ее коллекции из более чем 6000 снимков наряду с фотографиями ее авторства были обнаружены работы известных фотографов — Эдварда Уэстона, ее подруги Тины Модотти, любовника Николаса Мурая и других.


«Одилон Редон. Литература и музыка»

Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
2 июня — 9 сентября

«Одилон Редон. Литература и музыка»
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
2 июня — 9 сентября

Творчество французского символиста Одилона Редона как художника тесно связано с его интересом и любовью к музыке и литературе. Он был дружен со многими писателями и композиторами, более того — сам писал и выступал с концертами. Все три искусства для него были тесно взаимосвязаны, что является воплощением популярной в интеллектуальных кругах конца XIX века концепции синестезии, суть которой заключалась в том, что, задействовав несколько чувств одновременно, можно достичь более интенсивного опыта переживания искусства. В экспозиции будут представлены литографические серии к произведениям его любимых Бодлера, Флобера, Эдгара По, а также повторяющиеся мотивы в живописи и графике, которые в разные периоды жизни он наделял новыми ассоциациями, как, например, образы Пегаса, Беатриче и Саломеи. А восхищение Редона музыкой его старшего современника Рихарда Вагнера очевидно, среди прочего, в серии изображений Брунгильды и Парсифаля. Однако музыкальные коннотации в его работах не буквальны — художника более интересовали способы передачи тонких нюансов настроения. Как Редон писал в своих мемуарах: «Мои рисунки вдохновляют, но не дают определений… Так же как музыка, они помещают нас в неясный мир неопределенного».


«Олафур Элиассон. Акварели»

Пинакотека современности, Мюнхен, Германия
7 июня — 2 сентября

«Олафур Элиассон. Акварели»
Пинакотека современности, Мюнхен, Германия 
7 июня — 2 сентября

Датско-исландский художник Олафур Элиассон известен своими инсталляциями, в которых он использует природные явления, как, например, радуга, солнечный свет, облака. Так, в «Погодном проекте» (The Weather Project, 2003) художник заполнил Турбинный зал Тейт Модерн туманом и облаками, сымитировав солнце огромным кругом из сотен моночастотных ламп, свет которых позволяет человеческому глазу различать только два цвета — желтый и черный. Один из самых масштабных и амбициозных проектов Элиассона, New York City Waterfalls, представлял собой четыре искусственных водопада, созданных в нескольких местах в Нью-Йорке, которые своей мощью были призваны напоминать о силе природы. Подобные проекты, конечно, захватывают воображение. Но не менее интересен процесс их создания. Идеи Элиассон разрабатывает в серии рисунков, которые ценны и сами по себе, не только как документация творческого процесса, и которые будут впервые представлены публике. Идея кураторов выставки — показать эмоциональную и интеллектуальную связь между рисунками и инсталляциями.


«Небесные тела. Мода и католическое воображение»

Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
До 8 октября

«Небесные тела. Мода и католическое воображение»
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
До 8 октября

Масштабный проект, исследующий влияние католической эстетики и шире — христианского мировосприятия — на современную моду. Папские облачения и аксессуары из ризницы Сикстинской капеллы, многие из которых впервые покинули пределы Ватикана, соседствуют здесь со знаковыми работами легендарных fashion-дизайнеров последнего столетия. Выставка разместилась в Центре костюма имени Анны Винтур Метрополитен-музея, а также в его византийской и средневековых галереях. Диалог с католической культурой, в которой выросли многие из экспонируемых дизайнеров (что далеко не всегда означает религиозное воспитание), прослеживается не только в прямых цитатах и использовании визуальной эстетики, но и в выраженной метафоричности образов, которая лежит в основе католического восприятия мира.


«1948: Биеннале Пегги Гуггенхайм»

Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия
До 25 ноября

«1948: Биеннале Пегги Гуггенхайм»
Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия
До 25 ноября

В 1948 году состоялась историческая выставка коллекции Пегги Гуггенхайм в греческом павильоне на первой послевоенной Венецианской биеннале. На ней было представлено без малого полторы сотни работ европейских модернистов и неизвестных тогда европейской публике американских абстрактных экспрессионистов Виллема де Кунинга, Джексона Поллока, Марка Ротко, которые будут задавать тон художественной жизни на протяжении последующего десятилетия. Выставка имела огромный успех, что, среди прочего, вдохновило Пегги Гуггенхайм поселиться в Венеции в ныне всемирно известном палаццо, в котором размещается коллекция. Сегодняшняя выставка является оммажем событиям 70-летней давности, частично реконструируя обстановку и атмосферу времени в 3D-модели павильона и многочисленных документах, фотографиях и избранных произведениях из коллекции Пегги Гуггенхайм, а также работах, некогда отданных в дар.


«Филипп Паррено»

Музей Мартин-Гропиус-Бау, Берлин, Германия
До 5 августа

«Филипп Паррено»
Музей Мартин-Гропиус-Бау, Берлин, Германия
До 5 августа

Французский художник Филипп Паррено известен тем, что изменил представление о выставке как о пространстве с представленными в нем арт-объектами. Для него выставка и есть произведение искусства — оно разворачивается во времени и пространстве по заранее определенному художником сценарию, в котором Паррено, однако, оставляет место и незапрограммированным случайностям. Так, проект «Когда угодно» (Anywhen), созданный им в Турбинном зале Тейт Модерн в 2016 году, представлял собой динамическую среду из звуков, света и движущихся объектов, «поведение» которых определяла компьютерная программа на основе колебаний микробиологического состава воздуха (который в свою очередь зависел от количества посетителей, их физиологического состояния и привносимой ими микрофлоры). Паррено использует едва ли не все возможные медиа в своих проектах — от рисунка и скульптуры до видео и научного оборудования. Выставка в берлинском музее Мартин-Гропиус-Бау намеренно не имеет названия, а эпиграфом к ней служит цитата из символиста Малларме, которую можно перевести как «ничего не произойдет, кроме самого места». В этом проекте Паррено перерабатывает и заново комбинирует фрагменты своих прошлых работ, создавая новый опыт погружения. Одним словом, это нужно прочувствовать.


«Жизнь в движении: Эгон Шиле / Франческа Вудман»

Тейт Ливерпуль, Ливерпуль, Великобритания
До 23 сентября

«Жизнь в движении: Эгон Шиле / Франческа Вудман»
Тейт Ливерпуль, Ливерпуль, Великобритания
До 23 сентября

«Жизнь в движении: Эгон Шиле / Франческа Вудман»
Тейт Ливерпуль, Ливерпуль, Великобритания
До 23 сентября

Новый проект галереи Тейт Ливерпуль объединяет в одном выставочном пространстве Эгона Шиле (1890–1918), самого радикального художника Австро-Венгерской империи, и не менее провокационного американского фотографа Франческу Вудмен (1958–1981), которая также сделала главным объектом художественного исследования собственное тело. Аналогии в их судьбах, восприятии мира и визуальной эстетике поражают, заставляя в очередной раз задуматься о трагической природе гениальности. Шиле умер от испанки в 28 лет, Вудмен наложила на себя руки в 22. Страдающее, деформированное, раненое обнаженное тело в их творчестве является средством выражения внутреннего состояния: страха, неуверенности, желания одновременно открыться миру и спрятаться в свою ракушку. В их одержимости собственным изображением нетрудно заметить и параллели с современностью, нарциссическим веком селфи, стирающим границы между интимным и публичным. Однако между самолюбованием и попыткой понять себя большая разница: первое раздражает, второе завораживает силой эмоционального переживания.


 

 

 

05 июня 2018
Инна Логунова для раздела Культура