Культура

Нарисованная музыка и готические бетономешалки: выставки августа в мире

Старые мастера наряду с выдающимися именами в современном искусстве, а также визионерами дизайна и архитектуры XX века — обо всем этом в традиционном обзоре выставок предстоящего месяца Posta-Magazine.

Постимпрессионизм, неоконцептуализм, органическая архитектура — вдыхаем запах леса вместе с Ван Гогом и барбизонцами, изучаем скульптуру Вима Дельвуа и органическую архитектуру Фрэнка Ллойда Райта.

Пит Мондриан. Мельница в солнечном свете. 1908

Пит Мондриан. Мельница в солнечном свете. 1908

«Открытие Мондриана. Амстердам, Париж, Лондон, Нью-Йорк»

Муниципальный музей Гааги, Нидерланды
До 24 сентября

Гементемузеум обладает крупнейшей в мире коллекцией Пита Мондриана, которую он и представляет на этой масштабной ретроспективе. Экспозиция прослеживает путь одного из пионеров абстрактной живописи через города, в которых он последовательно жил и работал. «Открытие Мондриана» — одна из юбилейного цикла выставок, посвященных столетию движения De Stijl, основанного группой нидерландских художников и архитекторов, в которую наряду с Мондрианом входили Тео ван Дусбург, Барт ван дер Лек, Якобс Йоханнес Ауд и другие. Существовавшее до 1931 года объединение выпускало одноименный журнал, утверждавший их художественные принципы: тотальная абстракция, прямой угол как главный элемент и красный, желтый и синий как три основных цвета в живописи. Их эстетика была основана на утопических идеях обновления общества путем создания универсального языка простых форм, который, в свою очередь, способствовал бы совмещению искусства и реальности.


Вим Дельвуа. Тим. 2006–2008

Вим Дельвуа. Тим. 2006–2008

«Вим Дельвуа»

Музей Тэнгли, Базель, Швейцария
До 1 января 2018

Современный бельгийский неоконцептуалист Вим Дельвуа соединяет в своих работах разнородные временные, стилевые, функциональные и контекстуальные элементы. Автобусы и бетономешалки в виде готических соборов, живые татуированные свиньи, лопаты с дельфтскими мотивами и пол, украшенный узором из экскрементов, — он провоцирует зрителя, порой завораживая, порой вызывая отвращение и тем самым заставляя задуматься о цене эстетики и привычных благ потребительского общества. Одна из самых известных его работ — инсталляция «Клоака» 2000 года, представляющая собой 12-метровый агрегат из прозрачных колб, в котором в точности воспроизводится процесс пищеварения: от поглощения еды до избавления от продукта ее переработки. В последующие годы Дельвуа создавал вариации на эту тему — «Клоаку новую и улучшенную», а также переносную дорожную версию. И все же физиологичные мотивы не доминируют в его произведения, а неофит в современном искусстве найдет на выставке в базельском Музее Тэнгли гораздо больше приятных глазу объектов.


Сесиль ван Ханен. Девушка в красной косынке. 1875

Сесиль ван Ханен. Девушка в красной косынке. 1875

«Женские образы. От бидермейера до раннего модернизма»

Музей Леопольда, Вена, Австрия
До 18 сентября

Женщина во всех своих проявлениях — ну, или почти всех — выставка в Вене показывает женские образы в искусстве XIX-начала XX века. В экспозицию вошли произведения, охватывающие период с 1830 по 1930 годы из собрания Музея Леопольда. Организованная тематически, одна часть включает такие разделы как женские портреты, материнство, ню, а также изображения женщин от юности до преклонного возраста. Вторая часть выставки посвящена творчеству женщин-художниц, среди прочего здесь представлены пейзажи Тины Блау, натюрморты Ольги Визингер-Флориан, графика Эммы Борман и модные иллюстрации Марии Ликарц.


Винсент Ван Гог. Деревья и подлесок. 1887

Винсент Ван Гог. Деревья и подлесок. 1887

«Ван Гог, Руссо, Коро: в лесу»

Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
До 10 сентября

Во второй трети XIX века французские художники Барбизонской школы, среди которых Камиль Коро и Теодор Руссо, начали писать реалистичные национальные пейзажи с обыденными мотивами и изображать повседневную жизнь простых людей, ранее считавшуюся недостойной кисти живописца. В пейзажах они уделяли особое внимание деревьям, растениям, игре света на кронах и на земле — что впоследствии разовьют импрессионисты. Постимпрессионист Ван Гог так же много работал на пленэре в лесу, который он стремился воплотить на полотне таким образом, «чтобы можно было дышать и блуждать в нем — и чувствовать запах деревьев». Ван Гог считал природу самым важным источником вдохновения и лучшим способом научиться по-настоящему понимать искусство — о чем не раз упоминал в письмах к своему брату Тео. Зрителям же выставки ее кураторы предлагают совершить прогулку по лесам в компании трех художников, вдыхая воздух нетронутых ландшафтов прошлого и позапрошлого веков.


Фрэнк Ллойд Райт. Витраж «Мартовские шары». 1955

Фрэнк Ллойд Райт. Витраж «Мартовские шары». 1955

«150 лет Фрэнка Ллойда Райта: раскрывая архивы»

Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
До 1 октября

Фрэнк Ллойд Райт — родоначальник так называемой органической архитектуры, естественным образом вписанной в окружающий ландшафт. Ее основные принципы — соразмерность человеку, простота, свободный план, использование природных материалов. Среди знаменитых строений Райта — здания из серии «Дома прерий» с обилием горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, нью-йоркский Музей Соломона Гуггенхайма в виде перевернутой пирамидальной башни, а также штаб-квартира компании «Джонсон Вакс» в штате Висконсин с древовидной колоннадой центрального зала и системой стеклянных трубок вместо окон. На масштабной выставке представлено более 450 экспонатов: моделей зданий, чертежей, фотографий, предметов мебели, посуды, организованных в двенадцать тематических секций, рассказывающих не только о визионерской архитектуре Райта, но и его смелых идеях в дизайне, урбанизме и социальной политике.


Соня Делоне. Симультанные платья (Три женщины). 1925

Соня Делоне. Симультанные платья (Три женщины). 1925

«Соня Делоне. Искусство, дизайн, мода»

Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
До 15 октября

Уроженка Одессы Соня Делоне (1885-1979), она же Сара Штерн, была одной их ключевых фигур парижского авангарда. Оказавшись во французской столице в возрасте 20 лет, недавняя студентка Художественной академии Карлсруэ увлеклась творчеством Ван Гога и фовистов, а позже, под влиянием кубистов, постепенно ушла в абстракцию, основав вместе с мужем Робером Делоне собственную версию кубизма — орфизм. Для орфистских картин характерны динамика и музыкальность ритмов, возникающих из концентрических кругов и дисков контрастных цветов. Начатые в живописи эксперименты с цветом и ритмом Соня Делоне продолжила в текстильном дизайне. Оставила она заметный след и в моде: основательница собственного дома моды, она, как и Коко Шанель, создавала одежду намеренно простого эргономичного кроя. На выставке в Музее Тиссена-Борнемисы разностороннее творчество Сони Делоне представлено во всей широте, включая ее работы в качестве театрального художника и поэтические коллаборации.


Эдвард Мунк. Скрипичный концерт. 1903

Эдвард Мунк. Скрипичный концерт. 1903

«Мы задаем тон. От Мантеньи до Матисса»

Гравюрный кабинет, Берлин, Германия
До 5 ноября

Известный афоризм Шеллинга «Архитектура — застывшая музыка» являет собой парафраз высказывания древнегреческого Симонида Кеосского «Живопись — немая музыка, а поэзия — говорящая живопись». Очевидно, кураторы выставки в берлинском Гравюрном кабинете вдохновлялись именно им. Только живопись здесь заменена графикой. В экспозицию вошло порядка ста гравюр, офортов и рисунков от раннего Возрождения до модернизма начала XX века: музыка как художественный сюжет или мотив присутствует в работах Андреа Мантеньи и Рембрандта, Василия Кандинского и Пабло Пикассо, Роя Лихтенштейна и Герхарда Альтенбурга. Представлены здесь и некоторые ныне живущие художники.

 

 

 

31 июля 2017
Инна Логунова для раздела Культура