Сновидения и отражения: лучшие выставки декабря в мире

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры Posta-Magazine


Сразу несколько музеев обратились к теме символизма в разных его аспектах. Также в нашем традиционном обзоре выставок месяца — революционная мода Мариано Фортуни, визуальная музыка Пауля Клее и инсталляции Лоиса Реннера.

 
 
Сновидения и отражения: лучшие выставки декабря в мире

В декабре профессионалы и ценители современного искусства соберутся на одном из главных арт-событий года — ярмарке Art Basel в Майами.

«Фортуни: испанец в Венеции»

Музей моды, Париж, Франция
До 7 января 2018 года

«Теперешние туалеты лишены такой выразительности, за исключением платьев работы Фортуни... Надевая то или другое, женщина должна была сделать выбор не между почти одинаковыми нарядами, но между глубоко индивидуальными платьями, каждое из которых можно было бы наименовать», — так Марсель Пруст в романе «Пленница» описывал знаменитые шелковые туники Мариано Фортуни. Сын испанского художника Мариа Фортуни-е-Марсала, он был талантлив во многом: в юношестве пробовал себя в качестве скульптора, фотографа, архитектора, но в итоге остановил выбор на дизайне одежды. Фортуни — одна из знаковых фигур в моде XX века, человек, который радикально трансформировал женский силуэт, отказавшись от S-образных форм эпохи модерна. Вдохновленный греческой архаикой и итальянским Ренессансом, он придумал напоминающее тунику шелковое плиссированное платье, ставшее его визитной карточкой. Столь же узнаваемым элементом дизайна Фортуни стали бусины муранского стекла, а также модели из парчи, бархата и гобеленов, представляющих собой реплики венецианских тканей XV–XVI веков.

«Фортуни: испанец в Венеции»
Музей моды, Париж, Франция 
До 7 января 2018 года



Art Basel Miami Beach

Конференц-центр, Майами, США
7–10 декабря 2017 года

Одно из крупнейших событий в мире современного искусства, ярмарка Art Basel Miami Beach, пройдет в начале декабря во Флориде. В это время в Майами можно будет увидеть работы более 4000 художников, представленные более чем двумя сотнями галерей со всего мира. Живопись, скульптура, инсталляции, фотография и видеоарт — все разнообразие жанров и видов искусства в исполнении как молодых художников, так и живых классиков, чьи работы уже вошли в музейные коллекции. Большую секцию ярмарки составят книги и мультимедийные проекты издательских домов, специализирующихся на искусстве. Помимо собственно ярмарки в конференц-центре, в это время в многочисленных городских галереях и музеях проходят десятки сопутствующих мероприятий, приуроченных к Art Basel Miami: кинопоказы, встречи с художниками, экскурсии.

Art Basel Miami Beach
Конференц-центр, Майами, США
7–10 декабря 2017 года



«Мистический символизм:
Салон Розы и Креста в Париже, 1892–1897»

Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия
До 7 января 2018 года

В конце XIX века в Париже проходила ежегодная выставка «Салон Розы и Креста», основанная французским писателем и членом ордена розенкрейцеров Жозефеном Пеладаном. Целью зародившегося в средневековой Германии тайного мистического общества было познание эзотерических истин, которые лежат в основе «природы, физической вселенной и духовного царства», но скрыты от обычного человека. На выставке собрана впечатляющая коллекция символистского искусства со всей Европы: работы Феликса Валлотона, Эмиля Антуана Бурделя, Жоржа Руо, Карлоса Швабе, Фернана Кнопфа и ряда других. Хищные femmes fatales и ангелоподобные femmes fragiles, андрогинные создания, неистовые химеры, безобразные похотливые инкубы — таковы главные герои этих произведений, не просто материализующих бесплотный потусторонний мир, но являющихся своего рода проводниками между двумя реальностями. Более века спустя венецианская выставка погружает в мистическую атмосферу парижских салонов.

«Мистический символизм: Салон Розы и Креста в Париже, 1892–1897»
Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия
До 7 января 2018 года



«Поль Дельво: мастер сновидений»

Кюнстхал, Роттердам, Нидерланды
До 25 февраля 2018 года

Бельгийского художника Поля Дельво часто называют сюрреалистом, хотя сам он себя таковым не считал. На его стиль повлияли метафизическая живопись Джорджо де Кирико, макабр Джеймса Энсора, утонченные чувственные ню Амедео Модильяни, но в творчестве Дельво все это трансформировалось в совершенно уникальный визуальный язык. Один из самых значительных художников в бельгийской истории искусств, он с легкостью соединяет элементы разных направлений течений конца XIX — начала XX века: символизма, сюрреализма, экспрессионизма, в то же время наполняя свои работы многочисленными отсылками к старым мастерам и классической античности. С детства Поля Дельво завораживали поезда, трамваи и вокзалы, которые позже станут одним из повторяющихся мотивов его творчества. А сложные отношения с авторитарной матерью, ставшие причиной его неудач с женщинами, породили множество женских образов: энигматичных, недоступных, живущих в параллельном измерении.

«Поль Дельво: мастер сновидений»
Кюнстхал, Роттердам, Нидерланды
До 25 февраля 2018 года



«Отражения: ван Эйк и прерафаэлиты»

Национальная галерея, Лондон, Великобритания
До 2 апреля 2018 года

В продолжение символистской темы — лондонская выставка, посвященная Яну ван Эйку и прерафаэлитам. Одна из самых знаменитых картин фламандца — «Портрет четы Арнольфини» (1434), приобретенная Национальной галереей в 1842 году, сыграла значительную роль в формировании «Братства прерафаэлитов», основанного в начале 1850-х Уильямом Холманом Хантом, Джоном Эвереттом Милле и Данте Габриэлем Россетти. Считавшие, что современная английская живопись зашла в тупик, они провозгласили своим ориентиром искусство позднего Средневековья и раннего Возрождения до Рафаэля, который в их представлении и положил начало академизму. «Отражения» в названии выставки отсылает к зеркалу на картине ван Эйка, в котором отражаются супружеская пара и сам художник. Прерафаэлиты, восхищенные многоплановостью картины, трактовали выпуклое зеркало как способ изображения другой, скрытой, реальности. Этот же символ возникает и на полотнах художников братства, как, например, «Пробудившийся стыд» и «Сладкое ничегонеделание» Ханта и «Лукреция Борджиа» Россетти. Впрочем, отражения этим мотивом не ограничиваются, продолжаясь и в искусстве последователей прерафаэлитов, также представленных в экспозиции.

«Отражения: ван Эйк и прерафаэлиты»
Национальная галерея, Лондон, Великобритания 
До 2 апреля 2018 года



«Лоис Реннер»

Зальцбургский музей, Зальцбург, Австрия
До 28 марта 2018 года

Уроженец Зальцбурга Лоис Реннер — один из самых значительных современных австрийских художников, работающий на стыке фотографии и живописи. Его ретроспектива развернулась в двух пространствах музея: минималистичном Выставочном зале и парадной Новой резиденции. Многие его крупномасштабные полотна узнаваемы по повторяющемуся мотиву пышного барочного сада, который для художника видится символом культуры, произрастающей из природного хаоса. На выставке эти фотографии становятся частью инсталляций, представляющих собой реплики венской и зальцбургской студий Реннера. Помещая изображения в одновременно реальное и миметическое пространство, наполненное многочисленными отсылками и цитатами из истории искусств, он играет с понятиями настоящего и иллюзорного, прошлого и настоящего.

«Лоис Реннер»
Зальцбургский музей, Зальцбург, Австрия 
До 28 марта 2018 года



«Пауль Клее»

Фонд Бейелер, Базель, Швейцария
До 21 января 2018 года

Ретроспектива Пауля Клее объединяет порядка ста работ художника, начиная с раннего творчества 1910-х годов, и рассказывает о пути художника к абстракции и дальнейшем развитии его нефигуративного искусства. У родившегося в семье музыкантов Клее всегда были особые отношения с музыкой, которую он тонко чувствовал и понимал и которая во многом задала направление его художественным поискам. Пауль Клее считал цвета аккордами, которые он соединял в сложные полифонические партитуры. Так, среди представленных в Фонде Бейелер работ «Фуга в красном цвете» 1921 года — яркий пример визуализации музыки, ее ускоряющегося движения и внутренней структуры с повторами и звучащими в разных тональностях голосами. Столь же музыкальна картина «Знаки на желтом» (1937) — абстракция, в которой воплотились основные методологические принципы художника, стремившегося к упрощению формы. Но при внешней простоте тоновые градации и линии образуют сложносочиненные связи между элементами.

«Пауль Клее»
Фонд Бейелер, Базель, Швейцария 
До 21 января 2018 года



 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 1 декабря 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Танец с тенями: в Большом театре состоялась премьера скандального балета «Нуреев»
Добрые дела: Елена Рассохина — о том, как благотворительная программа Spina Bifida помогла ей спасти дочь
Какие коллекции макияжа покупать накануне Рождества
Цифровая психотерапия: как новые технологии меняют индустрию психологической помощи
Фитнес с Алексеем Василенко. Спортивные итоги года: новые клубы, тренды, возможности
Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

       
©2011—2017 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.