Культура

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada

В 1971 году журнал ARTnews опубликовал эссе американского историка искусств, профессора и писательницы Линды Нохлин, которое было ответом на случайное замечание галериста Ричарда Фейгена о том, что ему трудно найти великих художниц. В своей работе она исследовала причины того, почему все лавры в искусстве всегда достаются гениям-мужчинам, а женщин общество упорно не хочет замечать.

Спустя сорок с лишним лет после нашумевшего очерка дизайнер Миучча Прада Бианки, украсив предметы весенне-летней коллекции 2018 года принтами с рисунками из «женских» комиксов, доказывает, что художниц, способных составить конкуренцию коллегам-мужчинам, не так уж и мало. Рассказываем о творчестве трех из них — Джуны Тарпе Миллс, Трины Роббинс и Жоэль Джонс.

Джуна Тарпе Миллс и первая супергероиня

Соблазнительная девушка в обтягивающем магическом костюме пантеры, с помощью которого она превращалась в сверхженщину, обладающую удивительной силой и скоростью, впервые появилась в апрельском воскресном комикс-стрипе издательства Bell Syndicate в 1941 году. При этом первоначально супергероиня была названа Черной Яростью, но это имя как-то не прижилось, и в итоге она стала известна как Мисс Гнев. Под маской отчаянной поборницы справедливости скрывалась светская львица Марла Дрейк, прожигающая жизнь, до тех пор, пока однажды не решила надеть на маскарад доставшийся ей от дяди-путешественника наряд дикой кошки. В этом экзотическом облачении девушка участвует в задержании убийцы, после чего решает посвятить себя борьбе с преступностью.

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. Джуна Тарпе Миллс и первая супергероиня

Смелая и решительная Мисс Гнев была воплощением ее создательницы — художницы Джуны Тарпе Миллс — как внешне, так и по характеру. Миллс росла в небогатой семье с одной только матерью, которой приходилось воспитывать не только Джуну, но и осиротевших детей ее старшей дочери. Несмотря на вечную нехватку денег, девочка окончила престижную бруклинскую школу искусств и смогла поступить в нью-йоркский Институт Пратта — один из лучших американских вузов в области дизайна, архитектуры и искусства. Для того чтобы как-то помочь большой семье свести концы с концами, миловидная девушка подрабатывала моделью. В дальнейшем это сподвигло ее стать fashion-иллюстратором, но художница довольно быстро осознала, что хочет заниматься совсем другим: рисовать увлекательные комиксы. Первые ее работы: «Сорвиголова Барри Финн», «Человек-кошка» и «Пурпурный зомби» — увидели свет в 1938 году. Джуна не стала подписывать их своим реальным именем, а взяла в качестве псевдонима французскую версию девичьей фамилии бабушки, ирландки по происхождению, — Тарпе, которая могла принадлежать как мужчине, так и женщине. В одном из своих интервью она объяснила свое намерение скрыться под нейтральным именем так: «Это было бы серьезным разочарованием для детей, узнай они, что автором таких мужественных и удивительных персонажей была девочка».

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. Джуна Тарпе Миллс и первая супергероиня

Но настоящую известность Джуне Миллс принес комикс про Мисс Гнев, который, помимо сюжета, обладал еще одним существенным достоинством: это была своеобразная fashion-хроника, по нарядам черноволосой красотки Марлы Дрейк можно было отслеживать последние тенденции в мире моды 40–50-х годов. Это выгодно отличало комикс художницы от аналогичных творений коллег-мужчин, которые преимущественно одевали женских персонажей в красные платья. Правда, в 1947 году из-за того, что в очередном выпуске рисованных историй суперженщина был изображена в бикини — вещь по тем временам провокационная, — 37 газет отказались его печатать.

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. Джуна Тарпе Миллс и первая супергероиня

Бесстрашная Мисс Гнев, представляющая собой нетипичный для того времени образ сильной женщины, способной справиться без посторонней помощи с любыми трудностями, пришлась по душе не только прекрасному полу, но и мужчинам: во время Второй мировой войны американские летчики украшали свои бомбардировщики ее изображением.

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. Джуна Тарпе Миллс и первая супергероиня

В виде однополосных выпусков серия комиксов про Мисс Гнев просуществовала до 1952 года. За это время в произведении появился еще один главный герой — любимая кошка художницы Перри-Пур, которая обладала способностью чуять неприятности. К сожалению, из-за проблем со здоровьем Джуна Миллс была вынуждена прервать работу. Стоит отметить, что в период с 1942 по 1946 год издательство Marvel, носившее в то время название Timely Comics, переиздало в стандартном комиксном формате рисованные истории про супергероиню, продав более миллиона копий.

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. Джуна Тарпе Миллс и первая супергероиня


Трина Роббинс: автор первого феминистского журнала комиксов

Одним из ключевых элементов коллекции Prada является плакат художницы Трины Роббинс с фразой «Сестра, добро пожаловать в этот дом», посвященный политической активистке Анджеле Дэвис. Этот постер сторонницы американской правозащитницы выставляли в 70-е годы прошлого века в проем своих окон, чтобы в случае необходимости Дэвис могла укрыться от полиции в их доме.

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. Трина Роббинс: автор первого феминистского журнала комиксов

«Анджела Дэвис была для меня настоящей героиней, словно сошедшей со страниц комикса, — прекрасной афроамериканской женщиной, которую разыскивало ФБР», — рассказывает семидесятидевятилетняя художница комиксов, писательница и редактор Трина Роббинс, бурная биография которой ничуть не уступает истории жизни самой известной диссидентки.

С детства Трину, в девичестве Перлсон, привлекали комиксы, в которых фигурировал хоть один женский персонаж. Со временем она сама стала рисовать их, сначала для себя, а потом для научно-фантастических фэнзинов — бесплатных фанатских журналов с рисованными историями. В начале 60-х юная Трина уезжает из родного нью-йоркского Куинса в Лос-Анджелес. Чтобы поднять свою низкую самооценку, Трина устраивается работать моделью для журналов, причем снимается преимущественно обнаженной. Что не помешало ей выйти замуж за импресарио Пола Роббинса. После замужества она кардинально меняет сферу деятельности и начинает разрабатывать одежду для музыкантов, исполнителей рок-н-ролла. Но надолго ее не хватает — свободолюбивая Трина примыкает к движению хиппи. Пребывание с детьми цветов заканчивается для нее плачевно — она начинает принимать наркотики.

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. Трина Роббинс: автор первого феминистского журнала комиксов

Через шесть лет после начала самостоятельной жизни Трина Роббинс возвращается в Нью-Йорк, в котором решает открыть собственный магазин одежды с довольно странным названием «Брокколи» — под наркотиками она считала, что может общаться с овощами. По иронии судьбы, именно наркотики «привели» Трину в редакцию нью-йоркской контркультурной газеты The East Village Other, тем самым определив дальнейшую ее жизнь. Вот как об этом рассказывает сама художница: как-то осенним днем, прогуливаясь по городу «под кайфом», она случайно заглянула в редакцию. Там, кроме издателя газеты Аллена Катзмана, никого не было. Тот предложил ей сесть на диван, а потом стал рассказывать, как он, находясь в наркотическом опьянении, читал лекцию в женском колледже. В этот момент Аллен на глазах у Трины превратился в… кролика, а потом постепенно опять стал человеком. «Кролик» предложил ей попробовать что-нибудь нарисовать. В результате через пару дней художница робко просунула под дверь редакции первый комикс, представляющий собой простую картинку с рассказом девочки-подростка о своей жизни, в котором она признается в любви к Джону Толкину и сообщает, что собирается в следующем году выкурить первую сигарету. С этой небольшой иллюстрации начинается карьера Трины. В 1970 году она выпускает первый подпольный комикс, над созданием которого работали исключительно женщины: антологию It Ain’t Me Babe («Это не я, детка»). Одна из историй сборника была посвящена Джульетте Джонс, Дейзи Дак, Супердевушке и другим главным героиням комиксов, объявившим бойкот своим парням-сексистам. Правда, просуществовал It Ain’t Me Babe недолго — вышел всего один его номер. Но непотопляемая Трина Роббинс решила не сдаваться и создала похожий сборник рисованных историй, затрагивающий темы феминизма, — Wimmen’s Comix («Женский комикс»), который, в отличие от своего предшественника, печатался на протяжении двадцати лет, с 1972 по 1992 год. Причем в первом же выпуске Wimmen’s Comix опубликовали первую в истории серию комиксов с героиней-лесбиянкой — Sandy Comes Out. В нем, кстати, изображена и сама Роббинс за работой.

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. Трина Роббинс: автор первого феминистского журнала комиксов

Однако Трина Роббинс рисовала не только андеграундные, но и вполне себе традиционные комиксы — в 80-х годах она написала несколько историй про Чудо-женщину для издательства DC Comics. Помимо этого, ее авторству принадлежит несколько нон-фикшен-книг о женщинах, создающих комиксы, в том числе The Great Women Cartoonists, в котором среди прочего есть рассказ и о творчестве Джуны Тарпе Миллс.

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. Трина Роббинс: автор первого феминистского журнала комиксов


«Леди-киллер» Жоэль Джонс

Обаятельная американская домохозяйка Джози Шуллер из графического романа «Леди-киллер» художницы Жоэль Джонс и сценариста Джейми Рича — одновременно и любящая мать, и хладнокровная убийца. В отличие от других супергероинь, она не борется с всемирным злом, а просто выполняет заказы некой таинственной организации. У Джози есть пунктик: она не любит пользоваться огнестрельным оружием и предпочитает убивать либо ножом, либо голыми руками. Отчаянная домохозяйка абсолютно не боится лишить человека жизни, но вот пятна крови на любимом платье ее несказанно расстраивают. Все меняется, когда Джози получает задание убить ребенка и, отказавшись, обрушивает на себя гнев не только начальника, но и всей системы. Теперь уже за ней начинают вести охоту.

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. «Леди-киллер» Жоэль Джонс

Примечателен роман, в первую очередь, красочными иллюстрациями Жоэль: прекрасно прорисованы наряды главной героини, точно соответствующие эпохе, в которой происходили действия «Леди-киллер», — 60-е годы прошлого века. Отдельного внимания заслуживают динамичные и жестокие экшен-сцены. Авторы произведения постарались сделать их более реалистичными, убрав из него излюбленные приемы художников в супергеройских комиксах — тройные сальто и стрельбу в прыжке с двух рук из автомата. Вместо этого Джози в одной из сцен, орудуя двумя ножами, просто кромсает в узком коридоре на куски врагов.

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. «Леди-киллер» Жоэль Джонс

Рубящая с плеча Джози Шуллер отчасти напоминает саму Жоэль Джонс, которая в свое время не побоялась в корне поменять жизнь: девушка ушла из Тихоокеанского Северо-Западного колледжа искусств, в котором изучала масляную живопись, и переехала жить в другой штат. Оказавшись в Портленде, штат Орегон (сама Жоэль родом из Бойсе, штат Айдахо), она устраивается работать внештатным художником в издательства комиксов Dark Horse и Oni Press.

В сотрудничестве с Джейми Ричем они создают графические новеллы «12 причин, почему я люблю ее», «Ты убил меня» и «Проверка орфографии». Но прославилась Жоэль Джонс не этими работами, а благодаря графическому роману «Леди-киллер», получившему престижную американскую награду в сфере комиксов — премию Айснера. Помимо прочего, этим летом в прокат выходит первый комикс о приключениях Женщины-кошки, иллюстрации к которому рисовала Жоэль Джонс.

Суперженщины: художницы комиксов в коллекции Prada. «Леди-киллер» Жоэль Джонс

 

 

 

25 мая 2018
Мария Бабичева для раздела Культура