Культура

Арт-уикенд в Москве: Музей русского импрессионизма представляет оммаж женщинам в искусстве

В Музее русского импрессионизма проходит выставка «Жены», посвященная спутницам жизни и возлюбленным великих русских художников от Ильи Репина и Бориса Кустодиева до Александра Дейнеки и Юрия Пименова.

Этот проект не только рассказывает удивительные истории любви, но и, сквозь призму женских образов, прослеживает развитие русского искусства c конца XIX до середины XX века.

Одна из первых женщин, с которыми встречаешься глазами на выставке, — жена Ильи Репина Наталья Нордман-Северова, успешная писательница, драматург и фотограф, чьи работы вошли в коллекцию Музея Орсе. Не красавица, но из тех женщин, что привлекают внутренним теплом и врожденной проницательностью. В ее портрете трудно угадать феминистку и довольно эксцентричную по тем временам особу. Но именно такой она и была. В их доме было принято самообслуживание, сам факт услужения одного человека другому она считала величайшим позором. Будучи вегетарианкой и защитницей животных, зимой вместо шубы Натали носила пальто, утепленное сеном (из него же, кстати, готовились котлеты).

Илья Репин. Портрет Н.Б. Нордман-Северовой. 1909

Илья Репин. Портрет Н.Б. Нордман-Северовой. 1909

Напротив — портрет Юлии Кустодиевой с дочерью Ириной. Выпускница Александровского училища при Смольном институте, она сама увлекалась живописью, в совершенстве знала французский язык, любила музыку. Они познакомились с Борисом Кустодиевым в 1900 году, когда тот еще был молодым, подающим большие надежды студентом Академии художеств. Тогда он написал портрет юной Юленьки — с которого во многом и началась их история любви и изображение которого можно видеть на представленной на выставке картине 1908 года.

Борис Кустодиев. Портрет жены с дочерью Ириной. 1908

Борис Кустодиев. Портрет жены с дочерью Ириной. 1908

В центре зала — «Васильки» Игоря Грабаря, на котором изображены сестры Валентина и Мария Мещерины. В 1904 году художник приехал в имение Дугино к другу, также живописцу, Николаю Мещерину писать этюды. Именно здесь, в Смоленской губернии, Грабарь создал свою знаменитую «Февральскую лазурь», а также задумал портрет юных племянниц Мещерина на фоне березовой рощи, но из-за зарядивших дождей так и не осуществил плана — картину он написал лишь десять лет спустя. «За тем же столом, на котором в 1904 году был накрыт утренний чай, в той же липовой алее, значительно разросшейся, я посадил тех самых мещеринских девочек, групповой портрет которых под березами не кончил тогда, — вспоминал Игорь Грабарь. — Они также за десять лет выросли, и одна из них, рыжая, уже успела превратиться в мою жену. Она сидела на скамье, а сестра ее на столе, посреди вороха васильков. Я целое лето писал этот портрет, в одно и то же время незаконченный и переоконченный». Так случится, что еще через десять с лишним лет, когда Валентина уйдет из семьи, заботу о детях возьмет на себя Мария, которая и станет второй женой Грабаря.

Игорь Грабарь. Васильки. 1914

Игорь Грабарь. Васильки. 1914

Портреты, как люди, живут на земле,
Рождая любовь и тревогу.
Они освещают дорогу во мгле
В неведомо скрытому Богу

— это строфа из стихотворения-посвящения Роберту Фальку авторства Раисы Идельсон, третьей из четырех жен художника, его студентки во ВХУТЕМАСе. Она изображена на картине «Девушка у окна»: смелый, открытый взгляд, женственность в облике и при этом ощущение внутренней силы и решительности. Здесь же портреты первой жены, сокурсницы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Елизаветы Потехиной, ради брака с которой молодой еврейский художник принял православие, и четвертой — переводчика и искусствоведа Ангелины Щекин-Кротовой.

Роберт Фальк. Девушка у окна. 1926

Роберт Фальк. Девушка у окна. 1926

Роберт Фальк. Лиза на солнце. 1907 
Роберт Фальк. Портрет Щекин-Кротовой. 1947

Роберт Фальк. Лиза на солнце. 1907

Роберт Фальк. Портрет Щекин-Кротовой. 1947

Сестра известного советского художника Александра Самохвалова, героиня картины Николая Ионина «Женщина в красном» (1925) Екатерина Самохвалова-Ионина — олицетворение послереволюционной эпохи. Этот портрет жены художника во многом заложил основы иконического (причем в буквальном смысле: как будто парящая над землей фигура отсылает к православной иконографии) образа советской женщины, который впоследствии будет растиражирован в виде многочисленных работниц и спортсменок. Полноправной строительницей нового мира предстает на картинах и первая жена Александра Дейнеки: спортивная фигура, простые, не стесняющие движений платья, строгий взгляд.

Николай Ионин. Женщина в красном. 1925

Николай Ионин. Женщина в красном. 1925

Всего на выставке более сорока портретов — десятки жизненных историй, которые обретают особое звучание в сопровождении записанного Сергеем Чонишвили аудиогида. Добавьте к этому купола направленного звука в экспозиции с отрывками из писем художников своим возлюбленным; ароматы, иллюстрирующие содержание полотен, и реальные объекты, повторяющие образы картин, — выставка становится настоящим спектаклем, который разворачивается одновременно в музейных залах и воображении зрителя.

Николай Матвеев. Портрет жены. 1880.  
Александ Самохвалов. Портрет М.А. Клещар-Самохваловой. 1957

Николай Матвеев. Портрет жены. 1880

Александ Самохвалов. Портрет М.А. Клещар-Самохваловой. 1957

Федот Сычков. Портрет Л. В. Сычковой. 1903
Кузьма Петров-Водкин. Портрет жены. 1906

Федот Сычков. Портрет Л. В. Сычковой. 1903

Кузьма Петров-Водкин. Портрет жены. 1906

Сергей Судейкин. Моя жизнь. 1916

Сергей Судейкин. Моя жизнь. 1916

Александр Родченко. Портрет Варвары Степановой. Очарованный паж. 1915. Сергей Виноградов. Алупка

Александр Родченко. Портрет Варвары Степановой. Очарованный паж. 1915

Сергей Виноградов. Алупка

Детали
До 15 мая
Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т, 15, стр. 1

 

 

 

08 февраля 2018
Инна Логунова для раздела Культура