Культура

Что посмотреть в выходные: фильмы режиссеров — участников Каннского фестиваля

Пока жюри во главе с Педро Альмодоваром пишет историю Каннского фестиваля образца 2017 года, вспоминаем работы режиссеров — участников основного конкурса.

Новые фильмы этих режиссеров претендуют на главный приз фестиваля, а мы тем временем пересматриваем те, которые уже успели полюбить.

«Любовь» (2012), режиссер Михаэль Ханеке

Осыпанная наградами «Любовь» Михаэля Ханеке ставит вопрос, на который искусство часто дает банальные ответы. Размышления на тему «что есть любовь» вслед за режиссером уводят нас на порой пугающую глубину, на территорию жизни и смерти. Там же приходится оказаться и Жоржу, герою Жана-Луи Трентиньяна, чья жена Анн (Эммануэль Рива) из друга, с которым он прошел через всю жизнь, превращается в молчаливого и все меньше понимающего наблюдателя.

«Любовь» (2012), режиссер Михаэль Ханеке

«Лобстер» (2015), режиссер Йоргос Лантимос

В мире, описываемом Йоргосом Лантимосом, люди живут по абсурдным, казалось бы, правилам и не пытаются против них взбунтоваться. Всех одиночек здесь свозят в отель, где у них есть два варианта: за 45 дней найти себе пару или быть превращенным в животное. В какое именно — они пока еще могут выбрать сами. На первый взгляд кажется, что такой радикальный тоталитаризм вряд ли когда-нибудь наступит. Однако режиссер ясно дает понять: нарушать любые, даже самые смешные запреты люди боятся, а тем, кто решит пойти против системы, придется нелегко, кем бы они ни были — верноподданными или оппозиционерами.

«Лобстер» (2015), режиссер Йоргос Лантимос

«Форс-мажор» (2014), Рубен Эстлунд

Одна вышедшая из-под контроля лавина напугала отдыхающих альпийского курорта, но значительный урон принесла лишь одной семье: Томас, приехавший в горы с женой и двумя детьми, в ситуации этого самого форс-мажора повел себя совсем не так, как можно было ожидать. И хотя сбежал он всего на пару минут, последствия этого поступка преследовать его будут еще долго. Рубен Эстлунд исследует причины и следствия конфликта, изменившего судьбу отдельно взятой семьи, а заодно показывает, какой он — его авторский режиссерский почерк.

«Форс-мажор» (2014), Рубен Эстлунд

«Госпожа Америка» (2015), режиссер Ноа Баумбах

Героиня Греты Гервиг, как и ее же Фрэнсис из другого фильма Баумбаха, ветрена и амбициозна. Ее взгляд ни на чем не задерживается надолго, но все-таки в мечту о собственном ресторане верить она продолжает упорно. Такая девушка — объект восхищения любой 20-летней студентки, лишь недавно оказавшейся в Нью-Йорке и сразу же углядевшей в новой подруге пример свободомыслия и внутренней силы. На деле же и разочароваться тоже придется: в городе больших возможностей потерять себя так же легко, как обрести.

«Госпожа Америка» (2015), режиссер Ноа Баумбах

«Мария-Антуанетта» (2005), София Коппола

В Марии-Антуанетте София Коппола, для которой открылись двери Версаля, не стремилась увидеть историческую личность. Показывая робкую девушку, которую увозят прочь из дома в весьма туманное будущее, отобрав напоследок ради соблюдения протокола любимую собачку, она не претендует на то, чтобы ее фильм рассматривали как иллюстрированный учебник истории. Бурные вечеринки, смена десятка нарядов за день и введение моды на аплодисменты — не только результат легкомыслия, помноженного на безграничные возможности, но еще и способ забыть о том, что королеве для того, чтобы одеться, нужно чуть ли не созвать совет. Даже в том случае, если она совсем не против разобраться с этим делом самостоятельно.

«Мария-Антуанетта» (2005), София Коппола

 

 

 

26 мая 2017
Анастасия Каменская для раздела Культура