Культура

Кино недели: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны

В прокат вышел один из главных фильмов оскаровской гонки, претендующий на семь статуэток Американской киноакадемии и уже завоевавший 75 разнообразных наград.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» от автора фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» — кино одновременно остроактуальное и вневременное.

Главную героиню фильма по имени Милдред Хейс сыграла Фрэнсис Макдорманд — любимая актриса и жена Джоэла Коэна — что уже изначально настраивает на определенный лад. И не зря: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и впрямь снят в жанре, близком к фирменному для братьев Коэн: это черная кровавая трагикомедия. Впрочем, у ирландца Мартина Макдоны (до недавнего времени его у нас чаще транскрибировали как Макдонах) — своя уникальная интонация.

Кино недели: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны

Милдред — продавщица в сувенирном магазине выдуманного провинциального городка Эббинг в штате Миссури. Она живет с сыном (Лукас Хеджес из «Манчестера у моря») — муж (Джон Хоукс) ушел к девятнадцатилетней, не обремененной интеллектом девице. Семь месяцев назад дочь-подростка Милдред Анджелу изнасиловали и убили рядом с дорогой на подъезде к Эббингу. За все это время у полиции не появилось никаких зацепок о преступлении. Милдред решает взять дело в свои руки и арендует три билборда на поле с видом на живописные горы — рядом с этим местом трагедия и случилась. На рекламных щитах она обращается с претензией напрямую к шерифу Уиллоби в исполнении Вуди Харрельсона. Того этот поступок крайне расстраивает: он уверяет, что полиция делает все возможное для раскрытия дела, но найти виновных зачастую почти невозможно — разве что кто-то однажды проговорится по пьяни в баре собеседнику. Коллега Уиллоби Диксон (как и Харрельсон, второй раз работающий с Макдоной Сэм Рокуэлл) — гораздо более категоричен по отношению к Милдред. Чтобы пресечь ее активность, он, маменькин сынок и жестокий, глуповатый коп-расист, готов на радикальные действия. Многие жители города также настроены против героини, но ее это совершенно не волнует.

Кино недели: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны

Кино недели: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны

Недавно в России вышел перевод книги " «Титаник» утонет" известного французского филолога Пьера Байяра, которого многие знают по бестселлеру «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали». В своей новой работе Байяр вполне убедительно доказывает, что некоторые писатели обладают даром предвидения: многие реальные бедствия были предсказаны в литературных произведениях. Похоже, справедливо это утверждение и в случае с кинематографистами, причем предугадать они могут не только катастрофы, но и позитивные, как ни крути, изменения в обществе.

За последний год вышло какое-то невероятное количество фильмов и сериалов об угнетении женщин, нередко приводящем в итоге к их бунту. Антиутопия «Рассказ служанки» о том, как из женщин делают рабынь, и драма «Большая маленькая ложь» о домашнем насилии и женской солидарности стали самыми резонансными и премированными сериалами года. Чуть ли не в каждом втором фильме феминистский посыл: от откровенно антимужского, как в «Роковом искушении» Софии Копполы или «маме!» Даррена Аронофски, до менее воинственного, но прославляющего «слабый пол» — как в «Большой игре» Аарона Соркина или «Форме воды» Гильермо дель Торо. На этой неделе в российский прокат вышла еще одна отменная черная феминистская трагикомедия — «Тоня против всех» Крейга Гиллеспи. Ее главная героиня, сквернословящая фигуристка Тоня Хардинг, конечно, не подарок, но это, разумеется, не дает ее мужу никакого права регулярно ее избивать. Как это чаще всего происходит и в жизни, девушка верит, что, возможно, она этого заслуживает. Кроме того, Тоня, первая американская фигуристка, исполнившая сложнейший тройной аксель, не занимает высоких мест только потому, что она не соответствует представлениям о модной, женственной девушке из идеальной семьи.

Обладают ли киноавторы даром прорицания или, напротив, их работы в каком-то смысле повлияли на активное развитие антихарассмент-движения — вопрос, требующий большого исследования. Но, так или иначе, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» увидели свет на месяц раньше, чем было обнародовано расследование о сексуальных преступлениях Харви Вайнштейна, давшее импульс для нового витка борьбы женщин за свои права. Таким образом фильм попал в главную болевую точку момента на Западе. Увы, еще больше история Макдоны, который выступил и сценаристом, напоминает недавнюю трагедию, когда студент Бауманского института жестоко убил свою бывшую возлюбленную.

Кино недели: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны

Героиня «Трех билбордов…» считает, что, чем большее внимание общественности привлекаешь к делу, тем выше вероятность, что его раскроют. Прогрессивные женщины всего мира аналогичным образом полагают, что откровенные публичные рассказы о пережитом насилии, открытый диалог о проблеме однажды эту проблему могут решить. Кроме того, такие поступки имеют и психотерапевтический эффект. Но и Милдред, и ее подруги по несчастью из реальной жизни порой перегибают палку — это неизбежно.

Кино недели: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны

Кстати, проходится Макдона и по церкви, сравниваемой Милдред с бандой. Распространенная в церковном сообществе практика педофилии, по ее мнению, делает даже непричастных к этому священнослужителей сообщниками преступлений. О полиции саркастично высказывается сам шериф. Он утверждает, что если избавиться от всех полицейских с расистскими замашками, то всего-то на свете и останется три копа, да и те будут гомофобами.

Кино недели: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны

Но главное, несмотря на актуальность картины, в том, что это самобытное художественное, а не публицистическое произведение. Нецензурная лексика в нем звучит почти как музыка — этот фильм, конечно, лучше смотреть в оригинале. Полные сарказма диалоги и монологи Макдоны, одного из виднейших театральных драматургов современности, как и всегда, близки к совершенству. Его стиль не похож ни на чей другой: швы между комедией и трагедией неразличимы, и смена тональности каждый раз совершенно непредсказуема. Неожиданны и сюжетные повороты, не раз приводящие в изумление. Но все это не сработало бы, если бы в сердцевине работ Макдоны не было бы любви к своим героям — причем ко всем. К любви режиссер призывает и своих зрителей, ведь гнев порождает только гнев — как бы эта прописная истина кого ни раздражала своей банальностью. Один из героев претерпевает изменения, схожие с теми, что обычно происходят с персонажами братьев Дарденн. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — не в последнюю очередь история о пробуждении человечности.

Кино недели: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны

 

 

 

01 февраля 2018
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура