Между Орфеем и Ваалом: самые интересные театральные премьеры весны

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры Posta-Magazine


Рассказываем о премьерных спектаклях московских театров, которые стоит увидеть этой весной.

 
 
Между Орфеем и Ваалом: самые интересные театральные премьеры...

Среди главных театральных событий весны — «Му-му» в постановке Дмитрия Крымова, балеты Гёке и Нахарина, возвращение «Бала-маскарада» в Большой театр и масштабные «Орфические игры» Бориса Юхананова.

«Последние дни»

РАМТ
Ближайшие спектакли: 18 марта, 5 и 29 апреля

В основу спектакля художественного руководителя РАМТа Алексея Бородина легли три текста: пьеса Михаила Булгакова «Последние дни», пушкинская поэма «Медный всадник» и новая пьеса Бориса Акунина «Убить змееныша». Собственно, в этой «фантазии на тему», как в программке обозначен жанр спектакля, фигурируют и сами авторы. Александр Сергеевич, рассказывающий историю «Медного всадника», одновременно является персонажем булгаковской пьесы. А современный писатель Борис Акунин отправляется в далекий 1689 год, когда 17-летний Петр I заявляет о себе со всей дерзостью и властностью, подталкивая царевну Софью и ее окружение к мысли о насильственном удержании трона. Спектакль «Последние дни» соединяет в себе лихо закрученный детектив, психологическую и историческую драму. Эпохи и их главные и второстепенные персонажи в нем пересекаются и отражаются друг в друге, перемешиваются, как карты на ломберном столике в великосветском салоне, — чтобы в финале сложиться в пасьянс, в котором проступают порой пугающие параллели с современностью.

«Последние дни»
РАМТ
Ближайшие спектакли: 18 марта, 5 и 29 апреля


«Черное море»

Театр «Практика»
Ближайшие спектакли: 15, 16, 31 марта

Новую постановку Кирилла Вытоптова трудно отнести к какому-либо жанру: он сочетает в себе хореографию, перформанс и мультимедиа, а куклы и люди в нем взаимодействуют совершенно на равных. Главную роль — безымянного путешественника к метафорическому Черному морю — посменно играют Егор Корешков и Александр Алябьев. Их герой — просто человек, любой и каждый, наш современник, предшественник или тот, кто будет жить после нас. Он стремится к любви и счастью, его одолевают страхи и сомнения, он увлекается, удивляется, совершает и исправляет ошибки, пытается понять, зачем пришел в этот мир. Собственно, путь к Черному морю не ведет к сколько-нибудь конкретной географической локации, потому что дорога — это сама жизнь. Замечательная хореография Олега Глушкова, поэтичная и технически сложная визуальная составляющая в исполнении лаборатории ABC, на счету которой мультимедийные проекты на Венецианской биеннале и сотрудничество с Третьяковской галереей, а также потрясающей красоты музыка Павла Артемьева и Заура Парсиева — спектакль завораживает настолько, что даже дышать начинаешь вместе с исполнителями на сцене.

«Черное море» 
Театр «Практика» 
Ближайшие спектакли: 15, 16, 31 марта


«Анна Каренина»

Большой театр
Премьера: 23, 24, 25, 27, 28 марта

К роману Льва Толстого хореографы обращаются если не чаще кино- и театральных режиссеров, то во всяком случае с определенным постоянством. В 1972 году «Анну Каренину» на сцене Большого театра поставила Майя Плисецкая, станцевав в ней заглавную партию. Несколько балетных версий создал Алексей Ратманский, одна из которых с 2010 года идет на сцене Мариинского театра. В 2014-м «Анну Каренину» выпустил худрук Цюрихского балета Кристиан Шпук. А в прошлом году состоялась премьера постановки многолетнего бессменного худрука Гамбургского балета Джона Ноймайера, которая представляет собой копродукцию Большого театра и Национального балета Канады. В конце марта балет одного из главных мастеров неоклассики впервые покажут на Исторической сцене Большого. Ноймайер — мастер драмбалета, который, как никто, умеет с помощью танца рассказать сложносочиненную, наполненную противоречивыми отношениями историю, зачастую на литературной основе. В репертуаре Большого театра есть его «Дама с камелиями», хорошо знакомы и любимы московской публикой его балеты в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко: «Татьяна» по мотивам «Евгения Онегина» и «Чайка» по хрестоматийной чеховской пьесе (да, он большой ценитель русской классики!), а также «Русалочка» по Андерсену.

«Анна Каренина»
Большой театр
Премьера: 23, 24, 25, 27, 28 марта


«Брянцев / Гёке / Нахарин»

Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Ближайшие спектакли: 5–8 апреля

Программа объединит три балета: «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева, «Одинокий Джордж» Марко Гёке и «Минус 16» Охада Нахарина. В начале 1980-х Дмитрий Брянцев был хореографом тогдашнего Кировского балета, затем на протяжении почти двадцати лет, с 1985 по 2004 годы, возглавлял балетную труппу Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Его «Призрачный бал» 1995 года, соединяющий в себе лексические и стилистические отсылки к истокам балетной истории и язык современного танца, представляет собой пять миниатюр-дуэтов: изящных, поэтичных, завораживающих красотой пластического рисунка. Спектакли немецкого постановщика Марко Гёке, громко заявившего о себе в начале 2000-х, моментально узнаваемы: нервные, порой резкие и угловатые движения рук, мистическая, тревожная атмосфера, предельное эмоциональное напряжение. В апреле на сцене Музтеатра состоится премьера его балета «Одинокий Джордж» на музыку Дмитрия Шостаковича. Охад Нахарин — один из самых оригинальных современных хореографов, автор новаторского, основанного на импровизации танцевального языка гага, суть которого в ощущении танцовщиком глубинных процессов собственного тела и психики. Его балет «Минус 16» — эклектичный, эксцентричный, непредсказуемый, где ритмы мамбо органично перетекают в техно и традиционную израильскую музыку.

«Брянцев / Гёке / Нахарин»
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Ближайшие спектакли: 5—8 апреля


«Му-му»

Театр Наций
Премьера: 12–14 апреля

Нарратив, история в театре Дмитрия Крымова, многократного лауреата «Золотой маски», второстепенен, он ставит свои спектакли «вокруг» текста. Знакомые строки и реплики повторяются, закольцовываются, звучат из уст разных персонажей — и благодаря этому приобретают новые оттенки смысла, которые множатся, расширяются, углубляются. Постановки Крымова соединяют в себе искрометный юмор и тонкую лирику, гротеск и драму, высокое и низкое, размывают границы между сценой и жизнью. Он переворачивает с ног на голову, деконструирует, перетасовывает фрагменты с очаровательной легкостью. Так что в спектакле по повести Тургенева Муму — не собака вовсе, а девочка. Или девушка. И вообще-то она Маша и учится в театральной школе. А спектакль, собственно, о любви и театре. Будет здесь и Иван Сергеевич за работой над «Записками охотника», и его возлюбленная Полина Виардо, а также ряд других, неожиданных, персонажей. Одним словом, чистое чудо театра. Как говорит Дмитрий Крымов: «Человек, который прочитал Тургенева, поймет, почему наш спектакль называется „Му-му“. Но только при условии, если захочет удивляться».

«Му-му»
Театр Наций 
Премьера: 12—14 апреля


«Бал-маскарад»

Большой театр
Премьера: 20–25 апреля

Итальянский поэт Д’Аннунцио называл оперу Джузеппе Верди «самой мелодраматической из мелодрам»: здесь и любовный треугольник, и банальная зависть, и борьба за власть — одним словом, главные страсти, что движут людьми. В первоначальной версии либретто события «Бала-маскарада» разворачивались в Швеции и были частично основаны на убийстве короля Густава III. Покушение на Наполеона III незадолго до премьеры оперы вынудило Верди внести правки в сюжет — по требованию неаполитанских властей, опасавшихся бунта, он перенес действие в Соединенные Штаты Америки, где убитым оказывается не король, а губернатор Бостона. В современных постановках «Бала-маскарада» место действия может быть разным: Бостон, Неаполь, Стокгольм — что, впрочем, не сказывается на музыке. На отечественной сцене эта, двадцать третья опера Верди, о которой принято говорить, что каждая фраза в ней музыкальна, а каждая мелодия — вокальна, ставилась довольно редко. После премьеры на сцене Большого театра в 1880 году и возобновления в 1890-е годы она продержалась в репертуаре до 1902-го, чтобы исчезнуть с афиш вплоть до 1979-го. С тех пор — очередная длительная пауза почти в сорок лет. И вот теперь «Бал-маскарад» возвращается на Историческую сцену в постановке итальянского режиссера Давиде Ливерморе.

«Бал-маскарад»
Большой театр 
Премьера: 20—25 апреля


«Енуфа»

Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Ближайший спектакль — 21 апреля

Репертуар Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко пополнился оперой Леоша Яначека «Енуфа», которая в Москве ставилась в последний раз в 1950-х. Чешский композитор объединил в музыке экспрессионизм и славянские фольклорные мотивы, чем заслужил в истории XX века такое же почетное место, что его соотечественники Бедржих Сметана и Антонин Дворжак в XIX веке. «Был он полный жизни и порыва упрямец, — писал о нем музыковед Ярослав Шеда. — Такова и его музыка: полнокровная, лаконичная, изменчивая, как сама жизнь, здоровая, чувственная, горячая, увлекающая за собой». Сюжет, основанный на пьесе Габриэлы Прейссовой, ей под стать: желая избавиться от «срама», набожная и добрая мачеха в бреду убивает незаконнорожденного ребенка своей падчерицы Енуфы — топит младенца в проруби. Весной, когда обнаружится труп, та в раскаянии признается. События в опере приобретают эпический масштаб очистительной трагедии, истории преступления и прощения со сложной полифонией человеческих характеров и судеб.

«Енуфа» 
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Ближайший спектакль — 21 апреля


«Орфические игры»

«Электротеатр Станиславский»
Премьера: 15–20 мая

О новом спектакле Бориса Юхананова известно немного, но уже сейчас можно судить о масштабах действа, которое будет последовательно разворачиваться на протяжении шести дней и шести вечеров. В основу «единого потока» из двенадцати спектаклей, как его называет режиссер, положены мифы об Орфее, тексты Жана Ануя и Жана Кокто. «Орфические игры» — воплощение того, что Борис Юхананов называет «новой процессуальностью», — нарратива, который не задан изначально, а складывается по мере развития самого действа и включает в себя как все формы искусства: кино, театр, музыку, перформанс, — так и самих зрителей, одновременно считывающих и создающих текст. А он в данном случае не ограничивается словом, но включает в себя контексты индивидуальной и коллективной истории и памяти. Собственно, все, что делает Юхананов, так или иначе связано с исследованием театра и его внутренней природы. Добавьте к этому неизменную зрелищность и изобретательность костюмов и декораций «Электротеатра», за которые отвечает главный художник Анастасия Нефедова, вспомните сюрреалистическую кинофантазию Жана Кокто — и, возможно, сможете представить некий эскиз будущего опуса. В конце концов, новая процессуальность имеет несколько отправных точек, в том числе воображение зрителя.

«Орфические игры»
«Электротеатр Станиславский»
Премьера: 15—20 мая


«Ваал»

Центр им. Вс. Мейерхольда
Премьера — в конце мая

Девятнадцатилетний Бертольт Брехт написал «Ваала» в 1918 году на фронте, где он служил санитаром. Ее главный герой, чье имя вынесено в название пьесы, — талантливый поэт, не отягощенный при этом моральными принципами и человеколюбием. Он предает друзей, насилует женщин, наконец становится убийцей. Вопиюще антисоциальный, пренебрегающий всеми законами Ваал для Брехта — это еще и метафора разрушительной силы, взрывающей изнутри уютный старый порядок. «Я хотел показать, как великий потоп заполняет буржуазный мир», — писал позже драматург об этой пьесе, которую, кстати, признавал недостаточно «мудрой». Сто лет спустя режиссер Иван Комаров вместе с актерами «Июльансамбля» (театральная компания, выросшая из 9-й студии в Школе-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова) оглядывается назад, исследуя эпоху зарождения европейского авангарда с его пафосом разрушения. Возможен ли сегодня герой (антигерой), подобный Ваалу? Как далеко он может зайти в своей свободе от всего и всех? Ради чего и какой ценой?

«Ваал» 
Центр им. Вс. Мейерхольда 
Премьера — в конце мая


«Две»

«Гоголь-центр»
Премьера — в мае

В прошлом году режиссер и ведущий хореограф театра Евгений Кулагин выпустил на сцене «Гоголь-центра» спектакль «Шекспир» — преимущественно пластическую и музыкальную фантазию о том, что в шекспировских пьесах не проговаривается, но, возможно, подразумевается. Его новая работа совместно с драматургом Евгением Казачковым, художником Ксенией Перетрухиной и хореографом Иваном Естегнеевым — это размышление о разных путях человеческой жизни, параллельных и пересекающихся дорогах, переплетающихся судьбах. Жизни двух женщин (их роли исполнят Чулпан Хаматова и Инга Оболдина) разделяет стена, но соединяет один мужчина. Счастливы ли они — да и что такое счастье? Может, все наши представления о нем условны? Состав творческой команды позволяет предположить, что нас ждут пронзительная человеческая история и визуально совершенное действо.

«Две»
«Гоголь-центр»
Премьера — в мае

Евгений Кулагин

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 7 марта 2018

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
#PostaTravelNotes: Яна Рудковская и Евгений Плющенко на Королевской вилле в Jumeirah Vittaveli Maldives
Вкус Берлина: лучшие рестораны немецкой столицы
Эксклюзив: дизайнер Давид Кома — о жизни между Лондоном и Парижем, работе в Mugler и моральной зрелости
«Алкоголь? В Италии мы предпочитаем женщин!»: за что мы любим тренера Роберто Манчини
Досье: тренировки Barre
Мемуарный роман, или Разговор с Пытливым Читателем: интервью с Евгением Гришковцом

       
©2011—2018 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.