Культура

Кино недели: «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама

В прокат выходит картина, над которой один из главных киновыдумщиков планеты работал несколько десятилетий.

Терри Гиллиам снял шумный, избыточный, смешной и печальный фильм о донкихотстве как вирусе.

«Мы приступили к работе над фильмом всего три недели назад и доказали всем, что в наше время можно снимать кино очень быстро», — начал с шутки пресс-конференцию, посвященную каннской премьере «Человека, который убил Дон Кихота», Терри Гиллиам. Шутки, за которой, конечно, скрыто море страдания: каждый киноман хотя бы краем уха слышал о том, какие напасти преследовали американца, мечтавшего экранизировать приключения уроженца испанской Кастилии-Ла-Манчи. Терри Гиллиам задумал этот фильм еще в начале 1990-х, но до съемок дело дошло только через 10 лет. Изначально главные роли должны были исполнить Жан Рошфор и Джонни Депп. Травма Рошфора, природные катаклизмы, перерасход бюджета, остановка съемок, поиски финансирования, новые актеры в главных ролях… Несчастья преследовали картину до последнего: продюсер Паулу Бранку, который так и не нашел в свое время денег на проект, тем не менее потребовал, в соответствии с контрактом, передачи ему прав на фильм и даже попытался воспрепятствовать показу картины на закрытии Каннского фестиваля.

Кино недели: «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама

Действие разворачивается в наше время: режиссер рекламы по имени Тоби (Адам Драйвер) приезжает в Испанию на съемки ролика о Дон Кихоте, но его раздражает буквально все: сюжет, жара, страна. В общем, персонаж он не самый приятный — даже не может запомнить, как зовут его ассистентку. Коллеги при этом называют Тоби гением — а гению многое прощается. Героя буквально домогается жена его босса-продюсера, в образе которой предстает Ольга Куриленко. Но оставшегося наедине с ней Тоби волнует не роковая красотка, а купленный им у жуликоватого цыгана DVD-диск с его собственным дипломным фильмом: десять лет назад юный, наивный, полный энтузиазма персонаж Драйвера снимал в этих краях свою авторскую черно-белую версию похождений Дон Кихота. Непрофессиональных актеров он тогда нашел прямо на месте, одну из ролей исполнила пятнадцатилетняя дочь владельца бара — прекрасная Анжелика (Жуана Рибейру). Теперь безутешный отец девушки, разысканный Тоби, рассказывает, что после съемок дочь уехала в Мадрид, где занимается чуть ли не проституцией. А «рыцарь печального образа», в которого перевоплотился десять лет назад простой сапожник Хавьер (Джонатан Прайс), забыл свое настоящее имя, стал изъясняться языком Сервантеса и решил бороться с ветряными мельницами, кажущимися ему опасными великанами. Тоби находит Хавьера, и тот принимает его за своего верного оруженосца Санчо Пансу…

Кино недели: «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама

Кино недели: «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама

В картинах Терри Гиллиама («Бразилия», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Братья Гримм», «Воображариум доктора Парнаса») реальность всегда переплетена с фантазией, а явь — со сном. Сюжет «Дон Кихота» (начитавшийся рыцарских романов идальго воображает себя их героем), просто создан для него. Тоби поначалу о реальности помнит — в мир фантазий он перемещается, погружаясь в сон. Точно так же, засыпая, в фантастический мир попадал и персонаж антиутопии Гиллиама «Бразилия», сыгранный молодым Джонатаном Прайсом: в грезах он, обычная шестеренка бюрократической машины, превращался в крылатого спасителя прекрасной девушки.

Кино недели: «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама

Конечно, Дон Кихот — персонаж не только романтический, разглядевший в привычном мире волшебство, но и пародийный. И этот факт также не мог не привлечь Терри Гиллиама — участника культовой комической группы«Монти Пайтон». В то же время образ «хитроумного идальго» несомненно трагичен: он, со своими старомодными идеалами и выдуманными подвигами, подвергается издевательствам толпы. У Дмитрия Крымова — как и Терри Гиллиама, большого фантазера — есть спектакль «Сэр Вантес. Донкий Хот», в котором главный герой, великан, противопоставлен своре глумящихся над ним карликов. У Крымова мотивы Сервантеса приобретают политическую окраску, не зря он рифмует Дон Кихота с Даниилом Хармсом, умершим в тюремной психиатрической больнице. В фильме Гиллиама политических аллюзий вроде бы нет, но и его Кихот, разумеется, находится в конфликте с окружающим миром. Как бы ни были смехотворны его подвиги, он, в конце концов, жаждет справедливости и заражает этим своего оруженосца, то есть Тоби.

Кино недели: «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама

Именно встреча с Хавьером избавляет последнего от цинизма и возвращает веру в идеалы юности: он вновь готов бороться за то, что кажется ему правильным. Донкихотство подобно вирусу, но такому, заразиться которым — благо. Странствующий рыцарь Гиллиама считает, что нет на свете ничего лучше безумия — безумия видеть этот мир таким, каким хочется. И в этом смысле «Человек, который убил Дон Кихота» — фильм о самом Терри Гиллиаме, о большом художнике.

Кино недели: «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама

27 сентября 2018
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура