Культура

Арт-уикенд в Москве: Рембрандт и золотой век голландской живописи в Пушкинском музее

В Пушкинском музее открылась одна из самых значимых выставок этого года — «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции».

Представленные на выставке произведения Рембрандта и других художников голландского золотого века нельзя увидеть в постоянной экспозиции ни одного мирового музея — по той причине, что они входят в частную коллекцию, собранную американским предпринимателем Томасом С. Капланом и его супругой Дафной Реканати-Каплан.

Лейденская коллекция сформировалась всего за пятнадцать лет — как признается Томас Каплан, Рембрандтом он восхищался с юности, но долгое время не подозревал, что наследие голландского живописца представлено на арт-рынке, полагая, что все произведения давно распределены по мировым музеям. Свое название коллекция получила в честь родного города Рембрандта Харменса ван Рейна, в котором начиналась его художественная карьера и где находилась его первая мастерская. Выставка также делает акцент на Лейдене, прослеживая формирование творческого метода Рембрандта, и рассказывает о его соперниках и учениках.

В университетском Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу и 13-летним подростком обучался у местного исторического живописца Якоба ван Сваненбюрха, после чего провел полгода в Амстердаме в мастерской Питера Ластмана, одного из самых влиятельных художников того времени. На выставке можно видеть его картину «Давид и Урия» — характерная живописи Ластмана детализация свойственна и манере молодого Рембрандта, которая, впрочем, вскоре станет более лаконичной.

В числе ранних работ Рембрандта в коллекции четы Каплан — три произведения из аллегорической серии чувств, созданной в 1624–1625 годах, незадолго до поступления в мастерскую Ластмана: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Сам сюжет пяти чувств был довольно популярен в то время, но Рембрандт трактует его в неожиданной манере — изображая медицинские, или псевдомедицинские, манипуляции. Так, осязание символизирует сцена трепанации, в которой хирург проделывает отверстие в черепе пациента с целью излечить помешательство; слух — занятие музыкой, которая считалась бальзамом для души и лекарством от меланхолии. Обоняние же Рембрандт трактует как эпизод, в котором потерявшего сознание человека приводят в чувство с помощью нюхательной соли.

Рембрандт Харменс ван Рейн
Извлечение камня глупости (Аллегория осязания). Около 1624–1625
Три музыканта (Аллегория слуха). Около 1624–1625

Рембрандт Харменс ван Рейн

Извлечение камня глупости
(Аллегория осязания).
Около 1624–1625

 

Три музыканта
(Аллегория слуха).
Около 1624–1625

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния). Фрагмент. Около 1624–1625

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния). Фрагмент. Около 1624–1625

Работы лейденского периода Рембрандта дополняют живописные произведения Яна Ливенса, с которым того связывала дружба-соперничество и с которым они делили мастерскую на протяжении четырех лет до 1631 года, когда Рембрандт перебрался в Амстердам. (Ливенс немногим позже отправился в Англию, где стал придворным художником.)

В Амстердаме Рембрандт получает свои первые заказы портретов городской знати, в числе которых представленные на выставке «Портрет мужчины в красном дуплете» (1633) и «Портрет Антони Копала» (1635) — яркие примеры зрелого мастерства художника, получившего признание своим умением точно передавать характеры моделей. Этот талант он оттачивает в многочисленных автопортретах, которые писал на протяжении всей жизни, документируя изменения в своем облике и психологическом состоянии. На выставке неизменно притягивает внимание «Автопортрет с затененными глазами» 1634 года: спокойное любопытство в глазах, пушистые вьющиеся волосы, легкий румянец на щеках. Ему здесь 26, он успешен и счастлив.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет мужчины в красном дублете. 1633
Рембрандт Харменс ван Рейн и мастерская. Портрет Антони Копала. 1635

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет мужчины в красном дублете. 1633

 

Рембрандт Харменс ван Рейн и мастерская. Портрет Антони Копала. 1635

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с затененными глазами. 1634

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с затененными глазами. 1634

Однако более всего художника в это время интересует историческая живопись, занимавшая самое почетное место в художественной иерархии эпохи. В 1635 году он пишет величественную «Минерву», один из самых ценных шедевров Лейденской коллекции. (Три другие стилистически схожие работы, созданные в эти годы, находятся в собраниях Эрмитажа, музея Прадо и Метрополитен-музея.) Античную богиню мудрости и войны Рембрандт изображает в виде голландской женщины, своей современницы, облаченной в пышное платье. Впоследствии этот прием объединения образов реальной женщины и богини станет отличительной чертой его исторической живописи.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва. 1635

Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва. 1635

Ценность Лейденской коллекции не только в наследии Рембрандта — это одно из крупнейших частных собраний золотого века голландской живописи, объединяющее порядка 250 живописных и графических произведений. Среди его шедевров — одно из тридцати шести известных в мире произведений Яна Вермеера Делфтского, «Девушка за вёрджинелом», «Явление ангела Агари» Карела Фабрициуса, чьих работ осталось еще меньше, а также «Портрет Самюэла Ампцинга» кисти Франца Халса. Кроме того, в коллекции представлены работы лейденских мастеров тонкой живописи (fijnschilders) — первого ученика Рембрандта Геррита Дау и Франса ван Мириса Старшего, которые также вошли в экспозицию выставки в Пушкинском музее.

Ян Вермеер Делфтский. Девушка за вёрджинелом. Около 1670–1672

Ян Вермеер Делфтский. Девушка за вёрджинелом. Около 1670–1672

Карел Фабрициус. Явление ангела Агари. Около 1645

Карел Фабрициус. Явление ангела Агари. Около 1645

Особая гордость коллекционеров — рисунок «Голова медведя» работы Леонардо да Винчи, символически связывающий голландскую художественную традицию с итальянской, с которой Рембрандт был знаком через своих учителей, а также благодаря рисункам и картинам, ходившим тогда по всей Европе. Как и Леонардо, Рембрандт придавал большое значение рисованию с натуры как способу совершенствования мастерства. С работой великого итальянца рифмуется рембрандтовский «Отдых молодого льва», написанный, вероятно, с одного из животных, которые ввозились в Голландию на торговых судах и выставлялись на ярмарках.

Всего в экспозиции представлено 82 произведения, ранее не выставлявшиеся в России. Из Москвы выставка отправится в Эрмитаж, а затем коллекция будет показана в Лувре Абу-Даби. Впрочем, концепции проектов и состав работ каждый раз адаптируются под выставочное пространство и конкретный музей.

Детали
Выставка работает до 22 июля
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Главное здание, ул. Волхонка, 12

 

 

 

29 марта 2018
Инна Логунова для раздела Культура