Культура

Кино недели: «Невидимый гость» Ориола Паоло

На экраны вышел испанский прокатный хит, не уступающий лучшим образцам детективного жанра.

Любимец девушек Марио Касас воплощает на экране бизнесмена, которого обвиняют в убийстве любовницы.

О детективах и остросюжетных триллерах почти невозможно писать: самое главное, как ни крути, заключается в сюжете, выдавать повороты которого, конечно, нельзя. Но кое-что рассказать все-таки придется.

Бизнесмен Адриан Дориа (Марио Касас), чья компания стала мировым лидером в сфере технологий, ждет прихода чуть ли не лучшего адвоката в стране Вирджинии Гудман. Вместе они должны накануне суда залатать логические дыры в рассказанной им следствию истории, но для этого Адриану придется выложить женщине всю правду. Вирджиния не проиграла ни одного дела, а это должно стать финальным в ее карьере, так что она сделает все, чтобы защитить своего клиента.

Кино недели: «Невидимый гость» Ориола Паоло

А дело вот в чем. Примерный семьянин Адриан, несмотря на свою любовь к жене, завел любовницу — фотографа Лауру (исполнительницу этой роли Барбару Ленни можно увидеть в открывавшей Каннский фестиваль испаноязычной драме «Все знают» Асгара Фархади). Через несколько месяцев Адриана и Лауру стали шантажировать, требуя деньги. Чтобы их жизни не были разрушены, герои соглашаются привезти необходимую сумму в отдаленный отель в горах. В гостиничном номере на Адриана кто-то набрасывается, а, очнувшись, он обнаруживает мертвую Лауру, усыпанную денежными банкнотами. Полиция тут как тут, и обвиняют во всем, разумеется, неудачливого бизнесмена, тем более что из номера никто не выходил, да и не мог по ряду причин выйти. Довольно быстро Вирджиния выясняет, что этим событиям предшествовали другие, не менее драматичные. После встречи в другом городе наши любовники возвращались домой и по пути, из-за выбежавшего на трассу оленя, врезались в чью-то машину. Юноша за рулем погиб на месте, так что Адриану пришлось избавиться от тела, а Лауре в это время пытаться что-то сделать с заглохнувшей машиной бойфренда. По иронии судьбы, помог ей ничего не подозревающий отец умершего молодого человека.

Кино недели: «Невидимый гость» Ориола Паоло

Кино недели: «Невидимый гость» Ориола Паоло

Кино недели: «Невидимый гость» Ориола Паоло

Безусловной приманкой для тех, кто хоть немного знает испанское кино последнего десятилетия, служит участие в фильме Марио Касаса — этакого местного Данилы Козловского. Касас стал сумасшедше популярным, в том числе и в России, после выхода на экраны до неприличия сентиментальной мелодрамы «Три метра над уровнем неба» и ее продолжения. Но этот брутальный красавец способен изображать не только романтического героя: он отличный характерный актер, что можно выяснить, например, посмотрев сюрные сатирические картины Алекса де ла Иглесиа «Ведьмы из Сугаррамурди», «Убойный огонек», «Дикая история». В «Невидимом госте» Касас, чей герой претерпевает ряд метаморфоз, тоже очень хорош — как и его коллеги по картине Ана Вахенер, Хосе Коронадо, Барбара Ленни.

Кино недели: «Невидимый гость» Ориола Паоло

Но главный козырь «Невидимого гостя», конечно, в том, насколько лихо, мастерски закручен сюжет, о перипетиях которого почти невозможно догадаться заранее. Финал и вовсе способен ошеломить. Такие крепкие детективы нынче — штучный товар. «Невидимый гость» — фильм, в котором любой из рассказчиков может оказаться ненадежным. Кстати, это также одна из редких картин, где опостылевший прием флешбэков настолько органично вплетен в повествование, что не раздражает ни на секунду. Ориол Паоло сам выступил сценаристом фильма, уже удостоившегося сравнений с работами Хичкока, Де Пальмы и Финчера. Вспоминают и картины Педро Альмодовара, и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» Джима Гиллеспи. Но своей довольно сдержанной интонацией, за которой скрываются настоящие страсти, и некоторыми сюжетными поворотами «Невидимый гость» напоминает в первую очередь оскароносный аргентинский триллер «Тайна в его глазах» Хуана Хосе Кампанельи. Тот фильм рассказывал о новом взгляде на давнее страшное преступление и о мести, пронесенной через всю жизнь.

Кино недели: «Невидимый гость» Ориола Паоло

Работа же Ориола Паоло, как и большинство серьезных фильмов последнего времени, посвящена, в конце концов, тому, сколько мрака и жестокости заключено в человеческой душе (впрочем, характерно подобное, например, и для классических нуаров). Но нечаянно «Невидимый гость», мировая премьера которого состоялась еще в 2016 году, срифмовался и с одним из трендов Каннского фестиваля 2018 года. Так, сказка «Счастливый Лазарь» Аличе Рорвахер, триллер «Пылающий» Ли Чхан Дона или даже лос-анджелесский неонуар «Под Сильвер-Лейк» Дэвида Роберта Митчелла рассказывают в том числе и о противостоянии наделенных властью, безнаказанных богачей и тех, кто находится на более низкой социальной ступеньке. Тема, конечно, не новая, но с каждым годом все более актуальная.

 

 

 

31 мая 2018
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура