Культура

Кино недели: «Роковое искушение» Софии Копполы

В прокат выходит «Роковое искушение» с Николь Кидман, Колином Фарреллом, Кирстен Данст и Эль Фаннинг — эротический триллер, принесший Софии Копполе режиссерский приз на Каннском фестивале этого года.

Кино недели: «Роковое искушение» Софии Копполы

Феминистский манифест? Утверждение женственности как способа сделать этот мир лучше — или, отгородившись от мужчин, построить свой собственный? София Коппола ставит вопросы, оставляя за зрителем право давать определения ее фильму.

В честь юбилейного, семидесятого, смотра в Каннах стены пресс-центра в фестивальном дворце украшали стильные плакаты с надписями о здешних знаковых событиях. Одна из надписей рассказывала о том, что Джейн Кэмпион, приехавшая в 1992 году представлять свою картину «Пианино», стала первой женщиной в истории Каннского фестиваля, которой досталась «Золотая пальмовая ветвь». Очень хотелось добавить — первой и на данный момент единственной, так что гордиться особенно нечем. Награждение Софии Копполы режиссерским трофеем, конечно, прибавляет очков главному киносмотру в мире, но по большому счету не делает его более продвинутым в вопросах гендерного равноправия.

В «Роковое искушение» экранизация самого известного романа американского писателя и драматурга Томаса Куллинана «Обманутый» (The Beguiled) превратилась силами российских прокатчиков. В оригинале картина Копполы носит то же название, что и ее литературный источник, а также предшествующая киноверсия книги с Клинтом Иствудом в главной роли, снятая в 1971 году Доном Сигелом.

Кино недели: «Роковое искушение» Софии Копполы

По сюжету во время Гражданской войны в США раненого капрала армии северян Джона МакБерни (Колин Фаррелл почти так же хорош в этой роли, как Клинт Иствуд) спасает от верной смерти маленькая девочка из пансиона благородных девиц. Южанки, обитательницы пансиона, руководимого героиней Николь Кидман мисс Мартой, собираются сдать северянина солдатам как только он поправится. Впрочем, он вызывает такой интерес у всех от мала до велика, что вскоре этот план перестает казаться удачным.

Кино недели: «Роковое искушение» Софии Копполы

«Роковое искушение» начинается как волшебная сказка: девочка с котомкой идет по живописному лесу, рассеянный свет придает пейзажу магический флер. Но, как и любая не адаптированная для детей сказка, она оказывается страшной. София Коппола говорила о том, что хотела снять фильм в жанре южной готики (в нем есть и черты готического романа, и социально-криминальная составляющая, и фольклор южных штатов США). Однако при этом картина сделана в ее фирменно-изящном стиле: где у Сигела были кровь и инцест, у Копполы — белые платья, жемчуга и хихиканье (в том числе и зрительское — иронии в этом кино много, что вообще характерно для ее работ).

Кино недели: «Роковое искушение» Софии Копполы

Во всех своих фильмах Коппола исследует психологию молодых девушек: будь то сестры родом из 1970-х в «Девственницах-самоубийцах», заброшенная в Японию героиня Скарлетт Йоханссон в гениальных «Трудностях перевода» или королева Мария-Антуанетта в одноименном фильме. Ее персонажи, как правило, обитают в не родных для себя пространствах: отелях, дворцах, чужих домах или — в данном случае — пансионе, где девочки скрываются от войны. Эта бездомность заставляет персонажей острее переживать действительность, мучительно искать собственную идентичность.

Свою идентичность пытаются найти и девушки из «Рокового искушения». Там, где у Дона Сигела была юная нимфоманка, которая уже все про себя поняла, у Копполы — героиня Эль Фаннинг, лишь начинающая для себя открывать, что в жизни есть что-то помимо учебы. Вообще почти все обитательницы пансиона благородных девиц впервые заглядывают в мужской мир, смутно осознавая свою женскую силу. Их флирт с МакБерни, как правило, носит довольно невинный характер. В конце концов, что может быть естественнее стремления понравиться импозантному мужчине, прихорошившись перед совместным ужином?

Кино недели: «Роковое искушение» Софии Копполы

Картина Дона Сигела делила мир на белое и черное, точнее, на черное и черное: и мужчины, и женщины в его версии романа были одинаково отвратительны —лживы, порочны, злы. Его фильм наполнен преступной страстью и сексуальным напряжением, которого в работе Копполы нет. Его «Обманутый» предельно мизантропичен и пессимистичен. София Коппола же, как и всегда, играет на полутонах: ее героини, конечно, далеко не идеальны, но и чудовищами их определенно не назовешь. Чего не скажешь о мужчинах в лице Джона МакБерни. Критики не достигли консенсуса, женскую или антиженскую адаптацию романа Куллинана срежиссировала София Коппола, но все же, если сравнивать с «Обманутым», ее работа однозначно кажется феминистской. Финальные сюжетные кульбиты выглядят не актом мести и ревности, а скорее воплощением принципа «Один за всех и все за одного». Точнее — против одного. Посмотрев внимательно на мужской мир и трезво его оценив, женщины Копполы решают от него отгородиться.

 

 

 

27 июля 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура