Арт-уикенд в Москве: путешествие в поезде времени в фонде культуры «Екатерина»

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры Posta-Magazine


В пространстве фонда культуры «Екатерина» проходит масштабная выставка «Прибытие поезда» — более ста работ отечественных и зарубежных художников, объединенных образом поезда.

 
 
Арт-уикенд в Москве: путешествие в поезде времени в фонде ку...

Поезд как символ технологического прогресса, перемен, неумолимого бега времени пересекает искусство и социальную реальность XX века, продолжая ход по новому тысячелетию.

Перемещаясь по пространству фонда «Екатерина», временами начинаешь чувствовать легкое головокружение: все вокруг движется, видоизменяется, образуя причудливые коллажи. Зритель здесь — и пассажир поезда времени, и наблюдатель, который, стоя на платформе, считает мелькающие перед его глазами вагоны.

На первом этаже попадаем в «Исторический поезд» — открывающий раздел трехчастной экспозиции. Вот на вокзал Ла-Сьота прибывает хрестоматийный поезд братьев Люмьер, приводя в ужас своих первых зрителей. А всего восемь лет спустя Жорж Мельес вместе с героем «Невероятного путешествия», преодолевая силу гравитации, отправляется на поезде на Луну. Едва ступив на твердую землю, снова садимся в поезд — в аудиовизуальной инсталляции Владимира Смоляра «Транссибирская сюита» (2018) он движется по пространству художественной истории XX века. Сменяют друг друга узнаваемые образы ключевых работ столетия — супрематические крестьяне Казимира Малевича, парящие в воздухе персонажи с картин Марка Шагала и цветовые орфические конструкции Сони Делоне вперемежку с кадрами из фильмов Бастера Китона, Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова и других. Визуальная составляющая неотделима от сопровождающей ее музыки — Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Джона Колтрейна и Джими Хендрикса.

Арт-уикенд в Москве: путешествие в поезде времени в фонде культуры «Екатерина». Владимир Смоляр. Транссибирская сюита. 2018

Владимир Смоляр. Транссибирская сюита. 2018

Арт-уикенд в Москве: путешествие в поезде времени в фонде культуры «Екатерина».

Двигаясь дальше под ритмичный стук колес, оказываемся в «Миростроительном депо», где механистические организмы Марселя Дюшана соседствуют с плакатами советского конструктивизма, а фрагменты фильмов советского киноавангарда — Михаила Цехановского, Александра Медведкина, Александра Мачерета — с современным видеоартом. Здесь же триптих Владимира Янкилевского Take a Train...VI, в котором визуальная метафора поезда соединяется с отсылкой к знаменитой джазовой теме Дюка Эллингтона и Билли Стрейхорна: в сознании пластический код невольно дополняется звуковым, воплощаясь в объемный, многозначный образ — течения жизни и музыки.

Арт-уикенд в Москве: путешествие в поезде времени в фонде культуры «Екатерина»

Арт-уикенд в Москве: путешествие в поезде времени в фонде культуры «Екатерина»

Камера Ольги Чернышевой (видеоинсталляция «Поезд», 2003) перемещается по вагонам пригородной электрички, выхватывая по ходу лица пассажиров, бездомных, музыкантов — все они становятся персонажами никем не срежиссированного спектакля, действие которого как будто запрограммировано свыше и в то же время непредсказуемо в силу беспорядочного появления и исчезновения героев пьесы.

Арт-уикенд в Москве: путешествие в поезде времени в фонде культуры «Екатерина»

Чтобы попасть в заключительный раздел экспозиции «Место действия — поезд», нужно преодолеть несколько пролетов вверх по лестнице: при кажущейся прямолинейности рельсов их путь извилист, а поезда, пересекающие время, в железной дороге и вовсе не нуждаются.

«Не прислоняться» — знакомое предупреждение с дверей вагона метро в одноименной графической работе Эрика Булатова 1984 года возникает поверх умиротворяющего природного пейзажа. Совмещая разнородные визуальные и содержательные пласты, он расширяет простые образы до эпического масштаба: здесь сталкиваются природа и цивилизация, и буквально физически ощущается нелинейность времени, которое, как бы нам того ни хотелось, никуда не движется, а просто существует вне зависимости от нашей воли. Это чувство усиливается при взгляде на картину Семена Файбисовича «Серый день» (1990): сцена в обычной советской электричке, написанная в приглушенной холодной гамме, персонажи которой как будто выступают из тумана — то ли памяти, то ли другого измерения. Герметичная и самодостаточная, эта картина — вещь в себе, микрокосм, само время.

Арт-уикенд в Москве: путешествие в поезде времени в фонде культуры «Екатерина». Эрик Булатов. Не прислоняться. 1984

Эрик Булатов. Не прислоняться. 1984

Арт-уикенд в Москве: путешествие в поезде времени в фонде культуры «Екатерина». Семен Файбисович. Серый день. 1990

Семен Файбисович. Серый день. 1990

Ряды пустых полок плацкартного вагона, слегка подрагивающие от движения занавески, чай в стаканах с подстаканниками, аккуратно расставленные тапочки — тотальная инсталляция Александра Бродского «Дорога» (2008), в которой присутствие людей лишь угадывается, дорисовывается воображением, — материализованное одиночество человека в жизни, у которой по большому счету нет смысла, кроме самой этой дороги. Но, как писал Венедикт Ерофеев в поэме «Москва — Петушки», «человек не должен быть одинок», он «должен отдавать себя людям, даже если его и брать не хотят», а отдав, сказать: «а куда мы едем?».

Арт-уикенд в Москве: путешествие в поезде времени в фонде культуры «Екатерина». Александр Бродский. Дорога. 2010

Александр Бродский. Дорога. 2010

Детали
Выставка открыта до 20 мая
Фонд культуры «Екатерина», ул. Кузнецкий Мост, 21/5

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 5 апреля 2018

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Фильм с Джонни Деппом отозван из проката: разбираемся в причинах скандального поведения актера вместе с психологом
Авто с Яном Коомансом: эксклюзив с гонки «24 часа Спа» и интервью с главой департамента мотоспорта Bentley
Как это носить? Осенне-зимние тренды, к которым нужно присмотреться уже в августе
Women in Power: прощание с Аретой
Стоит того: 12 ванных комнат в известных отелях с самым красивым видом
Идея на выходные: провести конец лета в Санкт-Петербурге

       
©2011—2018 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.