Культура

Наблюдения и посвящения: что смотреть на фестивале «Территория»

С 12 по 25 октября в Москве пройдет фестиваль «Территория», каждую осень погружающий город в атмосферу современного театра в самых разных его проявлениях. И хотя успеть хочется на все события «Территории» без исключения, мы выбрали из программы несколько особенно примечательных премьер.

Город ждут не только спектакли, но также театрализованные выставки, видеоинсталляции и перформансы, за которые отвечают постановщики, чьи имена совершенно точно стоит запомнить.

«Ночь в библиотеке»

Мультимедиа Арт Музей
12 октября — 12 ноября

Канадский режиссер Робер Лепаж в Москве оказывается регулярно. Его спектакли — частые гости Чеховского фестиваля, и билеты на них обычно разлетаются в первые же дни продаж, обеспечивая стабильный ажиотаж и аншлаг. То же, кстати, касается и постоянной для Москвы постановки «Гамлет | Коллаж», которую Лепаж поставил на сцене Театра Наций, задействовав в главной и единственной роли его худрука Евгения Миронова. «Ночь в библиотеке» — в некотором смысле исключение. Это не драматический спектакль, а театрализованная выставка, на которой вам предложат надеть шлем виртуальной реальности. Погружение в мир VR обеспечит прогулку по библиотекам мира: вымышленным и настоящим, сегодняшним и оставшимся в далеком прошлом. Этот лиричный проект Робер Лепаж создавал специально для библиотеки родного Квебека, не стесняясь фантазировать, ностальгировать и размышлять. К слову, за русскую версию текста отвечает как раз Евгений Миронов, чей голос в этой виртуальной прогулке станет вашим компаньоном.

Что смотреть на фестивале «Территория»: «Ночь в библиотеке»


«Бельгийские правила / Бельгия правит»

Театр Наций
17 и 18 октября

Те, кто видел 24-часовую «Гору Олимп» Яна Фабра, посмеются над продолжительностью новой постановки режиссера. Спектакль длится всего три часа пятьдесят пять минут, так что спальные мешки и зубная паста на нем не понадобятся. Все это время Фабр посвящает родной Бельгии — говорящей на трех языках стране, переосмысляя ее историю и населяя сцену самыми разными образами. Рассказывая о том, насколько благодатна в Бельгии жизнь художника, режиссер использует чрезвычайно широкие мазки, делать которые способен он один.

Что смотреть на фестивале «Территория»: «Бельгийские правила / Бельгия правит»


«Наследие. Комнаты без людей»

Центр современного искусства ВИНЗАВОД. Цех Белого
17–22 октября

Проектам компании Rimini Protokoll тесно в театральных залах. Связанные с жизнью самым прямым образом, они предлагают то пройтись по улицам родного города (Remote), то забраться в кузов грузовика и узнать о буднях дальнобойщиков (Cargo), то наведаться в чужую квартиру, чтобы, познакомившись с хозяевами и другими их гостями, порассуждать о том, что такое Европа («В гостях. Европа»). В «Наследии» режиссер Штефан Кэги и его команда задумываются о смерти и обо всем, что ее окружает. Размышления о прожитой жизни и о том, что ждет нас дальше, принимают форму пустых комнат. В них нет людей, но есть самые разные предметы и вещи. Они становятся слагаемыми не похожих друг на друга историй. Ведь у каждого — свой путь к смерти.

Что смотреть на фестивале «Территория»: «Наследие. Комнаты без людей»


«Фаза. Четыре движения на музыку Стива Райха»

Театр Наций
14 и 15 октября

Одна из важнейших для современного танца фигур, Анна Тереза Де Кеерсмакер, еще ни разу не бывала в Москве. То, что Де Кеерсмакер — танцовщица и хореограф по-настоящему выдающаяся, сомнению не подлежит, так что появление в афише фестиваля ее самой известной работы — событие исключительное. За прошедшее с 1982 года до наших дней время этот спектакль успел стать легендарным, а Анна Тереза Де Кеерсмакер завела новое правило, согласно которому танец не должен иллюстрировать музыку. Для того чтобы показать, как при помощи движений проникнуть на новый уровень взаимосвязи двух искусств, 57-летняя танцовщица выйдет на сцену сама. Отказываясь от избыточности, она проникает в саму суть минималистичной музыки Райха. И это лишний повод сказать, что ее имя стало синонимом современного танца совсем не случайно.

Что смотреть на фестивале «Территория»: «Фаза. Четыре движения на музыку Стива Райха»


«Изнанка»

Московский музей современного искусства (ул. Петровка, 25)
13–15 октября

Греческий хореограф, режиссер и художник Димитрис Папаиоанну хорошо знаком и любителям современного театра, давно следящим за его творчеством, и всем, кто в 2004 году смотрел церемонию открытия Олимпийских игр в Афинах и радовался появлению в ней Бьорк. По приглашению фестиваля «Территория» Папаиоанну уже оказывался в Москве со своим спектаклем «Первая материя», в котором сполна использовал выразительность человеческого тела. На этот же раз нас ждет шестичасовая видеоинсталляция под названием «Изнанка», датированная 2011 годом. Тогда Папаиоанну выстроил внутри афинского театра «Паллас» комнату и населил ее тридцатью перформерами. На протяжении двух десятков ночей они совершали в ней самые обыденные и бытовые действия. Мыли руки, ели, ложились отдохнуть или выходили на балкон освежиться и полюбоваться городом. Итогом наблюдений за ними и стала эта инсталляция, предлагающая увидеть сходства в поведении и привычках незнакомых людей, никогда не сталкивавшихся друг с другом в быту.

Что смотреть на фестивале «Территория»: «Изнанка»


«Ближний город»

«Гоголь-центр»
24 и 25 октября

Если и есть в современном театре настоящие герои нашего времени, то ими по праву можно считать режиссера Кирилла Серебренникова и драматурга Марюса Ивашкявичюса. Написанная Ивашкявичюсом и поставленная Серебренниковым на сцене Латвийского национального театра пьеса «Ближний город» стала их первым совместным проектом. Он посвящен наблюдениям за тем, что бывает, когда запрятанные подальше в подсознание мечты вдруг становятся реальностью. Кирилл Серебренников традиционно выступает в качестве не только режиссера, но также сценографа и художника по костюмам. На два дня этот сложносочиненный спектакль захватит сцену самого родного для него театра, чтобы явить Москве яркую абсурдистскую комедию.

Что смотреть на фестивале «Территория»: «Ближний город»

 

 

 

06 октября 2017
Анастасия Каменская для раздела Культура