Марс и смысл жизни: спектакль «Три сестры» Саймона Стоуна

 
Дмитрий Барченков
Все статьи автора
Дмитрий Барченков

— кинокритик, автор курсов по истории кино, автор телеграм-канала «Тайный Санта Луи Гарреля»


В Московском драматическом театре имени Пушкина в рамках фестиваля «Золотая маска» прошли показы спектакля швейцарского Театра Базеля «Три сестры».

 
 
Марс и смысл жизни: спектакль «Три сестры» Саймона Стоуна

Фото: Sandra Then/Золотая Маска

Дмитрий Барченков — о новом прочтении Чехова.

В легком наркотическом экстазе Андрей затаскивает Наташу в постель и делает ей предложение. Хотя у этого молодого программиста даже кольца нет, девушка, конечно же, соглашается, и тем самым становится частью истории внутренней гибели фамильного дома будущего мужа и живущих в этом «райском уголке» трех его сестер. В спектакле Саймона Стоуна, решившего не столько облечь события чеховской пьесы в современные реалии, сколько подумать о наших днях сквозь знаменитый текст, наверное, драматургической работы ни на грамм не меньше, чем режиссерской. Стоун рассказывает свою историю одной семьи, а точнее одного дома, окруженного различным внешним шумом — победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, проблемой заполонивших Европу беженцев и борьбой ЛГБТ-сообщества за такую же, как у всех, жизнь. Здесь нет ни разученных уже тысячами актрис разговоров о труде, ни роковой дуэли, ни чеховского финала, но, как это ни странно, на сцене все те же «Три сестры» с их поиском себя и глубочайшим психологическим кризисом. Об этом, к примеру, говорят те же разговоры о возможном переселении на Марс или нереальности бытия, будто бы написанные самим Чеховым, разве что в наши дни.

Помимо талантливо придуманного сочинения в заслуги Стоуна стоит, безусловно, записать неведомые для российского театра реализм и кинематографичность. То, что в конечном итоге не совсем удалось осуществить Константину Богомолову в его версии «Трех сестер» в МХТ имени Чехова, даже при его крайне интересных реалити-решениях, режиссер Театра Базеля вырисовывает просто и точно. Все пространство спектакля занимает вращающийся двухэтажный дом, в котором герои существуют одновременно, а их выдвижение на первый план решается удивительным визуальным и звуковым монтажом, будто бы опирающимся на мысли Сергея Эйзенштейна. Такая, вроде бы, довольно техническая и неизобретательная конструкция парадоксальным образом оказывается чуть ли не лучшим решением, дополняющим столь же выверенный драматургический монтаж, где диалоги одних персонажей не раз по смыслу запараллеливаются с разговорами других.

Не менее умными и грамотными выглядят и поклоны другим чеховским произведениям. Так, например, один из героев — военный Виктор — ходит стрелять из пистолета по чайкам, а Наташа не просто вытесняет сестер из их дома, а даже, по заложенным Лопахиным из «Вишневого сада» традициям, покупает его. И пусть подход этот отдает некоторым постмодернизмом, из-за своей органичной «вплетенности» в повествовательную канву он не изменяет выбранному режиссером типу повествования — уже упомянутому (сверх)реализму.

В целом же «Три сестры» Саймона Стоуна — выверенная золотая середина между новым авторским текстом и чеховским драматургическим подходом. Это спектакль, убеждающий тут же взять билеты на стоуновского «Йуна Габриэля Боркмана», который покажут в Москве уже в конце мая.

Дмитрий Барченков для раздела «Культура», опубликовано: 7 мая 2019

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Бьюти-битва: антиперспирант с пролонгированным действием DRYDRY Classic против обычных антиперспиранта и дезодоранта
Режиссер Алексей Федорченко — о картине «Война Анны», отношении к наградам и нежелании смотреть на зрителя сверху вниз
#postatravelnotes Актриса Анна Чурина и кинопродюсер Алексей Петрухин в Conrad Maldives Rangali
Эволюция рекламного бизнеса: в кадре — модели с редкими заболеваниями и особенностями внешности
Хороший вкус с Екатериной Пугачевой: ресторан CELL, Teufelsberg, Thai park — альтернативный Берлин с Евгением Викентьевым
Галопом по Европам или отпускная АБВГДейка: страны Старого света, богатые летними джазовыми фестивалями

       
©2011—2019 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.