Культура

Кино недели: «Сердце мира» Наталии Мещаниновой

27 сентября в прокат выходит «Сердце мира» Наталии Мещаниновой — фильм-победитель последнего «Кинотавра».

Картина рассказывает о молодом человеке, работающем на притравочной станции и пытающемся разобраться со своими демонами.

Имя Наталии Мещаниновой пока не на слуху у широкой публики (да и не все любители авторского кино его успели выучить), но именно она приложила руку к созданию половины знаковых российских картин последних лет. Ученица Марины Разбежкиной, Мещанинова начинала с документального кино. Первый ее игровой полнометражный фильм, «Комбинат „Надежда“», посвященный попытке сбежать от суровой жизни в Норильске, также был снят в эстетике кино документального. Разумеется, в картине, максимально приближенной к реальной жизни, нельзя было обойтись без мата. В итоге показанный на «Кинотавре» «Комбинат „Надежда“» так и не вышел в прокат. Потом были съемки сериала «Красные браслеты», который тоже ждала непростая судьба: Первый канал больше трех лет не пускал в эфир адаптацию испанского ТВ-шоу о больных подростках, живущих в больнице. «Красные браслеты» увидели свет совсем недавно — летом 2018 года. И хотя некоторые упрекали сериал в нереалистичности (действие разворачивается в суперсовременной больнице, каких в России практически не сыскать), «Красные браслеты» — один из редких сериалов мирового уровня, снятых на русском языке. Не менее важны и те фильмы, над которыми Наталия работала исключительно в качестве соавтора сценария. Это нетривиальная лавстори Оксаны Бычковой «Еще один год», прошлогодний хит Бориса Хлебникова «Аритмия» и феноменальная «Война Анны» Алексея Федорченко, которая тоже, увы, не добралась до проката.

Кино недели: «Сердце мира» Наталии Мещаниновой

«Сердце мира», отхватившее на «Кинотавре» и главный приз, и награду за лучшую мужскую роль, наконец вывело Мещанинову в «центр круга». Соавторами сценария выступили Борис Хлебников и муж Наталии Степан Девонин, исполнивший в картине центральную роль. Это фильм, который вызовет дискуссии уже за счет неоднозначного места действия — притравочной станции. У Мещаниновой к подобным местам отношение, скорее, положительное, что, конечно, не понравится «зеленым». В фильме, кстати, показано, как необдуманные действия защитников природы могут привести к самым печальным последствиям. В интервью режиссер рассуждает о том, что хозяева нормальных притравочных станций своих лис, барсуков и других уже одомашненных диких животных никогда не будут подвергать реальной опасности. Вот и владелец испытательно-тренировочной станции в «Сердце мира» (Дмитрий Поднозов) лесных питомцев обожает чуть ли не больше, чем своих собак. Впрочем, на самом деле эти вопросы в фильме — далеко не первостепенные.

Кино недели: «Сердце мира» Наталии Мещаниновой

«Сердце мира» — это то, что в журналистике называется «человеческая история». Молодой парень Егор (Степан Девонин) живет на станции и помогает во всем семье, ее содержащей. Он выполняет и роль ветеринара, и роль помощника по хозяйству, который накормит, напоит и обогреет всех животных. Егор бежит от своего прошлого (не хочет вспоминать о матери-алкоголичке) и потому тянется к чужой семье, принимающей его как родного. Тем не менее полноценное, естественное общение у него складывается, в основном, с маленьким сыном хозяйской дочери (ребенка и его мать играют замечательные Витя Оводков и Яна Сексте) и, собственно, со зверями. От остальных персонажей он то и дело словно специально себя отгораживает.

Кино недели: «Сердце мира» Наталии Мещаниновой

Кино недели: «Сердце мира» Наталии Мещаниновой

Фильм Мещаниновой неоднозначен, открыт для разных интерпретаций. Если у главного героя той же «Аритмии» конфликт с внешним миром и потому картина Хлебникова более прозрачна, то у Егора конфликт в первую очередь с самим собой, и большая часть его переживаний остается невысказанной. Любопытно, что обе эти ленты в названиях отсылают к работе сердца, но сама режиссер утверждает, что «сердце» из заглавия следует понимать как некую сердцевину мироустройства (в английском это было бы «core», а не «heart»). Но велик соблазн назвать «сердцем мира» самого Егора — тонко чувствующего, остро воспринимающего любую несправедливость и порой готового пойти на самые радикальные меры, чтобы эту несправедливость исправить. Он — оголенный нерв, максималист. Он, несмотря на то, что ему явно за тридцать, еще не вырос. Подросток в теле взрослого мужчины, который во всем руководствуется эмоцией, импульсом, а не доводами рассудка.

Кино недели: «Сердце мира» Наталии Мещаниновой

Мещаниновой и ее постоянному оператору Евгению Цветкову вновь удалось создать мир, в который безоговорочно веришь. Но на сей раз эстетика, близкая к документальной, сочетается с изображением образов почти фантастических. Черный нос белоснежной собаки плывет по безлюдному лесу — чудеса, да и только.

Кино недели: «Сердце мира» Наталии Мещаниновой

20 сентября 2018
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура