Арт-уикенд в Москве: свободные абстракции Шона Скалли в МАММ

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры Posta-Magazine


В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка одного из самых значительных современных художников — Шона Скалли.

 
 

Арт-уикенд в Москве: свободные абстракции Шона Скалли в МАММ

Репродукции работ: предоставлено автором ©Sean Scully

Скалли выставляется в крупнейших музеях по всему миру, его работы включены среди прочего в коллекции Музея современного искусства, Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке и Галереи Тейт в Лондоне.

Уроженец Дублина, в 1949 году в четырехлетнем возрасте Шон Скалли с родителями переехал в Лондон, где и вырос в бедном рабочем районе. Сын парикмахера и певицы, он решил, что станет художником, уже в девять лет, посещая школу при католическом монастыре. Скалли вспоминает религиозную живопись в католических церквях как одно из самых сильных впечатлений детства — отнюдь не радужного, омрачаемого не только крайней бедностью семьи, но и сложными отношениями с родителями, которые, впрочем, дали импульс вырваться из семьи.

Арт-уикенд в Москве: свободные абстракции Шона Скалли в МАММ

В начале 1960-х он работает в типографии и студии графического дизайна, вечерами занимаясь на курсах живописи, а позже получает полноценное художественное образование в одном из лондонских колледжей. Среди его любимых художников — те, для которых цвет был смыслообразующим элементом живописи: Анри Матисс, Винсент Ван Гог, Эмиль Нольде, Карл Шмидт-Ротлуф и другие модернисты. Студентом он долгие часы проводил перед картиной «Стул Ван Гога» в Национальной галерее — в этой работе голландского постимпрессиониста он видел то, что впоследствии станет главным объектом его собственного художественного исследования — визуализация нематериального. Пустой стул с оставленной на нем курительной трубкой — как знак небытия, вещественной опоры для человека, которого самого физически больше нет.

Абстракции Шона Скалли показывают — или, скорее, позволяют ощутить — внутренние структуры: жизни, человеческого общества, мироздания. Довольно резкий в высказываниях относительно социальных проблем, он часто говорит, что его искусство — политическое, именно потому, что его как художника интересуют не частности, а общие закономерности. Журналисты часто отмечают, что в начале 1980-х у Скалли, который тогда уже переехал в Америку, учился один из самых известных китайских диссидентов Ай Вэйвэй. В ремарках о своем бывшем студенте, о котором ему регулярно задают вопросы в интервью, Скалли неизменно подчеркивает разницу между его и своим подходом: Ай Вэйвэй с его массивными инсталляциями реактивен, то есть он создает искусство в ответ на некие события или привлекая внимание в какой-то конкретной болевой точке. Шон Скалли имеет дело с матрицей, то есть непосредственной причиной и истоком явлений. «Абстракция свободна, она связана с самими моделями мышления и потому независима от контекста. Более того, абстракция — это всегда нечто большее, она не замыкается на самой себе, а устремлена вовне. Полоса может быть продолжена в любом направлении, и именно в силу своей простоты она может быть всем, чем угодно».

Шон Скалли. Арль-Вечер-Винсент 2. 2015

Шон Скалли. Арль-Вечер-Винсент 2. 2015

Выставка «Лицом на Восток» в МАММ, в заглавие которой вынесено название одной из картин, объединяет работы с конца 1960-х до настоящего времени: как масштабные, составленные из нескольких холстов живописных полотен, так и небольшие по формату акварели. Цвет у Скалли не просто тактилен, он создает вокруг себя заряженное определенной энергией пространство — которое втягивает в себя зрителя или же, наоборот, выталкивает, как чужеродный элемент. Его живопись музыкальна по своей природе: ее внутренний ритм структурирует время и пространство, и, оказавшись в ее поле, зритель невольно подстраивается под ее вибрацию. Картина подпускает к себе на единственное возможное расстояние, не позволяя подойти ближе, чем нужно, или удалиться, потеряв с ней связь. Впрочем, эта связь сохраняется и за пределами выставочного зала. Однажды встретившись с искусством Скалли, навсегда остаешься в состоянии квантовой запутанности — есть такой не поддающийся объяснению феномен в квантовой физике. Его суть в том, что раз столкнувшиеся элементарные частицы продолжают воздействовать друг на друга за тысячи километров и даже миллионы световых лет. Работы Шона Скалли продолжают резонировать в буквальном смысле с телом зрителя даже на расстоянии. Этому можно найти логическое обоснование в физике, но некоторые вещи, пожалуй, стоит оставлять без объяснений.

Шон Скалли. Лицом на Восток. 1991

Детали
До 31 января 2018 года
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 16 ноября 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Танец с тенями: в Большом театре состоялась премьера скандального балета «Нуреев»
Добрые дела: Елена Рассохина — о том, как благотворительная программа Spina Bifida помогла ей спасти дочь
Какие коллекции макияжа покупать накануне Рождества
Цифровая психотерапия: как новые технологии меняют индустрию психологической помощи
Фитнес с Алексеем Василенко. Спортивные итоги года: новые клубы, тренды, возможности
Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

       
©2011—2017 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.