Культура

«Дождливый день в Нью-Йорке»: атмосферная история Гэтсби и Ко

Романтическая комедия с «красивым мальчиком» Тимоти Шаламе и «Спящей красавицей» Эль Фаннинг (ждем российскую премьеру «Малефисенты 2» 17 октября) — еще один трогательный фильм Аллена, воссоздающий волшебную атмосферу Нью-Йорка.

Новый фильм четырежды оскароносного Вуди Аллена — он появится в российском прокате уже 10 октября — по своей атмосфере перекликается с «Полночью в Париже», которую в хорошем смысле «усугубляет» главный герой Гэтсби (Тимоти Шаламе).

Молодой человек богат, как и герой Фицджеральда, ему близки идеалы и стиль Джея Гэтсби, он представитель иной эпохи — отсюда сложности в отношениях с матерью и окружающим миром, но, в конце концов, он решается и делает правильный — пардон за пафос! — жизненный выбор. Впрочем, как и его возлюбленная Эшли (Эль Фаннинг). В отличие от Гэтсби блондинка со здоровым румянцем и широко распахнутыми глазами тоже выросла в богатой семье, но не в Нью-Йорке, а в аризонской провинции. Ее научили кататься на лошадях, рыбачить и играть в гольф. Она умна и скромна, но на улицах Нью-Йорка теряется, что не мешает ей мечтать о карьере и добиваться ее даже в ущерб отношениям с собственным парнем. Америка — страна возможностей, для кого-то — больших, для кого-то — не очень. Эшли хочет получить свою долю, и этому очень способствует отсутствие глубокой саморефлексии. Ее можно было бы назвать material girl — так сильно ее образ контрастирует с образом утонченного Гэстби, если бы не эта трогательная и почти детская улыбка. Но не волнуйтесь, в доброй и очень красивой почти сказке Вуди Аллена у всех все будет хорошо, но у каждого — по-своему.

По словам самого режиссера, «Дождливый день в Нью-Йорке» — классическая голливудская мелодрама старой школы. «Я всегда любил эти фильмы, — признается Аллен. — Они удивительные. Я был очень рад представившейся возможности перенести действие фильма в романтический ландшафт дождливого Нью-Йорка». В итоге лента получилась более оптимистичной, чем многие его фильмы. Как и город, дождь стал важным персонажем фильма. «Мы хотели, чтобы дождь стал символом романтичности и любви в картине, — подчеркивает Аллен. — Нью-Йорк очень красив в серые, туманные и дождливые дни. Есть что-то особенное в мягком освещении и вымытых начисто улицах». Дождь также подчеркивает, насколько Гэтсби и Эшли по-разному относятся к жизни. На Эшли дождь навевает тоску, а Гэтсби видит в нем романтику«.

Сюжет фильма прост, так что… Снимай его не Вуди Аллен с командой, проверенной в других картинах, могла бы получиться банальная романтическая «киножвачка», но нам повезло. Итак, влюбленные студенты Гэтсби и Эшли решили провести идеальный уикенд в Нью-Йорке, но планы рушатся так внезапно, как солнце сменяется ливнем. Дождь буквально «размывает» отношения, и каждый идет своим путем. Это внезапно, странно, сложно — но единственно правильно, ведь, согласитесь, важно прожить свою собственную жизнь — пройти свой путь. Эшли получает задание от студенческой газеты — взять интервью у знаменитого режиссера Роланда Полларда (Лив Шрайбер). Планы Гэтсби — он разработал насыщенную программу уикенда, в том числе хотел показать девушке бар «Бемельман» в «Карлайл» — буквально утекают сквозь пальцы. Эшли попадает на съемочную площадку, где Поллард знакомит ее со сценаристом в исполнении Джуда Лоу, а затем — с актером-ловеласом, которого сыграл Диего Луна. Гэтсби, предоставленный сам себе, проводит день в компании персонажа Селены Гомес Чен— бойкой младшей сестры своей бывшей. За один дождливый день Эшли поймет, что она совсем не та, кем себя считала, а Гэтсби — что жизнь одна, поэтому ее стоит прожить «с тем самым» человеком.

Дома у Чен Гэтсби играет на фортепиано и поет песню 1940-х о самом несчастном человеке в мире Everything Happens to Me, что как нельзя лучше передает душевное состояние героя. «Он одиночка, — говорит Аллен. — Юность он проводил в своей комнате, слушая музыку, и не слишком хорошо ладил со сверстниками. Из-за разной системы ценностей он не вписывался в ту „форму для выпечки“, которую ему приготовила мать. Вне всяких сомнений, его можно назвать грустным подростком». Чен в восторге, плюс молодые люди выясняют, что оба любят классические голливудские мелодрамы! Чен — не Эшли, ей импонирует то, что девушка Гэтсби находила странным, например, прогулки под дождем в Центральном парке. «Чен нравятся проявления романтичности, поскольку она и сама — романтик, — говорит Аллен. — Сентиментальным людям свойственно прятать свои чувства за маской циничности, но, если присмотреться, их истинная натура себя непременно проявит».

Разницу между главными героями Гэтсби и Эшли оператор Витторио Стораро, который работал с Алленом на съемках «Светской жизни» и «Колеса чудес», передает игрой света и тени. «Гэтсби любит, когда небо над Нью-Йорком затянуто облаками, а еще лучше, если накрапывает дождик, — объясняет Стораро. — Эшли — яркая и страстная, поэтому для нее я выбрал теплые цвета». Получается волшебно красиво. Так камера, снимающая Гэтсби и Чен в машине, фокусируется на отражении городского ландшафта в стекле, а не на лицах героев. «Зачастую выгодней скрыть персонажа за каким-нибудь объектом или оставить видимой лишь часть тела. Необходимо создать интригу, чтобы подогревать зрительский интерес», — рассказывает оператор.

Характеры героев прекрасно проиллюстрированы костюмами. Вот что говорит дизайнер Сьюзи Бензингер про Гэтсби: «Он был во всем от Ральфа Лорена. Это своеобразная униформа для стильной молодежи, которую не заботит выбор гардероба. Мода Гэтсби не слишком волнует. Он любит винтаж, поэтому носит одежду, которую купил давным-давно. Он носит куртку, которую Ральф Лорен выпустил много лет назад». С Эшли все иначе — обратите внимание на ее кашемировый свитер, надетый для встречи с Поллардом. «У нее есть своя миссия, — говорит Бензингер. — Она хочет произвести впечатление сознательной девушки, которая стремится сделать карьеру в журналистике. Чтобы Поллард отнесся к ней серьезно, Эшли тщательно готовится к предстоящему интервью». Чен, в свою очередь, не занимать самоуверенности — отсюда и ее образ. «Она — из тех нью-йоркских девчонок, которые могут носить неприлично дорогую одежду абы как, — рассказывает дизайнер. — Внешне они могут выглядеть, как обычные подростки, но при этом могут носить кроссовки за шестьсот долларов и свитер за тысячу долларов. Бордовый плащ Stutterheim, который носила Чен, был самым популярным в тот год, когда снимался фильм. Для съемок нам нужно было несколько идентичных моделей, и достать их оказалось большой проблемой».

19 сентября 2019
Ольга Ращупкина для раздела Культура