«Право на отдых»: актуальный байопик об Александре Галиче в Мастерской Брусникина

 
Дмитрий Барченков
Все статьи автора

— кинокритик, автор курсов по истории кино, автор телеграм-канала «Тайный Санта Луи Гарреля»


В читальном зале Центральной научной библиотеки СТД одна из самых ярких московских театральных трупп теперь будет разыгрывать стенограмму заседания Союза писателей СССР, где было принято решение об исключении сценариста, драматурга и народного поэта Галича.

 
 
«Право на отдых»: актуальный байопик об Александре Галиче в ...

Фото: Вова Яроцкий

Подробности — у нашего колумниста Дмитрия Барченкова.

Спектакль брусникинцев буквально предваряется (на всех программках и открытках) цитатой ушедшего в прошлом году Дмитрия Брусникина: «Это посвящение поэту, имевшему мужество стать народным». И действительно, фигура Галича в русском национальном самосознании велика (ни сколь не меньше Владимира Высоцкого или Булата Окуджавы). Но, к сожалению, судьба поэта, по крайней мере в его поздние годы, отличалась достаточной трагичностью. После уже упомянутого исключения из Союза писателей Галича «выгнали» и из Союза кинематографистов (напомним, что он, например, был сценаристом «Верных друзей» — одного из любимых фильмов советского зрителя), и из-за, в том числе, начавшейся травли поэт покинул СССР и умер во Франции (некоторые до сих пор, как и в случае с Маяковским и Есениным, думают, что это было убийство).

«Право на отдых»: актуальный байопик об Александре Галиче в Мастерской Брусникина

«Право на отдых»: актуальный байопик об Александре Галиче в Мастерской Брусникина

Чтобы не быть тривиальными, сборная Мастерской Брусникина (среди авторов «Права на отдых» есть и «старшие», и «младшие») решила не пересказывать биографию Галича целиком, а обратиться к тому самому заседанию, представив его стенограмму. Драматургически историю выстроил Андрей Стадников — его похожую, но, в отличие от данного спектакля, для зрителя невыносимую «Родину» можно найти в ЦИМе, а режиссерами выступили сами брусникинцы — Игорь Титов (здесь играет Галича) и Сергей Карабань (так же исполняет несколько ролей).

«Право на отдых»: актуальный байопик об Александре Галиче в Мастерской Брусникина

«Право на отдых»: актуальный байопик об Александре Галиче в Мастерской Брусникина

«Право на отдых»: актуальный байопик об Александре Галиче в Мастерской Брусникина

«Право на отдых»: актуальный байопик об Александре Галиче в Мастерской Брусникина

В случае такого условно документального спектакля необходимы несколько вещей: актерская игра (что в современном театре давно не движущая сила), правильно подобранная атмосфера и трепетное отношение к зрителю. Со всеми пунктами «Право на отдых» справляется на ура. Текст разыгрывается с непередаваемым надрывом (Арбузов — Щедрин или Ильин — Газизуллин — это настоящие победы для Мастерской), само действие помещено в пропитанную советским духом библиотеку (где мигают лампы, завораживает электронный музыкальный ряд и стильные костюмы артистов напоминают одежды диссидентов тех лет), а вызвавшимся зрителям даже дают прочитать текст за некоторых из членов Союза писателей (СП).

«Право на отдых»: актуальный байопик об Александре Галиче в Мастерской Брусникина

«Право на отдых»: актуальный байопик об Александре Галиче в Мастерской Брусникина

Но нельзя не согласиться, что, несмотря на качество, на бумаге выглядит все как-то скудновато, особенно для «заоблачных» брусникинцев. Верно, ведь «Право на отдых» работает за счет более важной для нынешнего театрального процесса находки. Конечно, когда зритель выбирает, оставить Галича в СП или нет (а именно такую возможность предоставляет спектакль), создателей можно заведомо обвинить в спекуляции, так как решение это очевидно. А между тем подтасовки фактов здесь не чувствуется — значит и спекуляции места не остается, просто современный здравомыслящий человек, выслушав речи членов организации, руки против поэта на заседании поднять не сможет, хотя ситуация абсолютно современная. Вспомним случаи с «отлучением» от российского проката ленты «Смерть Сталина» или кажущееся уже вечным Дело «Седьмой Студии». Таким образом, «Право на отдых» — это не оторванный от реальности бунт молодых артистов (как может показаться), а симптоматичное для времени и грамотно выстроенное высказывание о вечной оппозиции «художник и власть».

А еще в финале зрителей (в 99% случаев) ждет трогательный концерт песен Александра Галича в удивительном новом звучании, автором которого выступил музыкант группы OQJAV Дмитрий Шугайкин.

«Право на отдых»: актуальный байопик об Александре Галиче в Мастерской Брусникина

Дмитрий Барченков для раздела «Культура», опубликовано: 18 февраля 2019
Похожие статьи | Новые статьи
 
 

#postatravelnotes 2019: куда поехать?

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
«Если ты останавливаешься на достигнутом — ты уже в прошлом»: интервью с баскетболистом ЦСКА Андреем Воронцевичем
Save the Date с Ириной Барановой: главные культурные события ноября в Москве
Кино недели: «Грех» Андрея Кончаловского
Часы & Караты: главные триумфаторы часового «Оскара» Grand Prix d’Horlogerie de Geneve
Показ Valentino в Китае: сказка, ставшая явью

««Идея моей жизни в том, чтобы сделать сказку реальностью»: 90 лет со дня рождения Грейс Келли
Качество жизни
       
©2011—2019 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.