Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Филиппа Халсмана и Мишеля Сима

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры и спецпроектов
Posta-Magazine


В числе самых интересных проектов X Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии» — выставки работ Мишеля Сима в Мультимедиа Арт Музее и Филиппа Халсмана в Еврейском музее и центре толерантности, куда мы и предлагаем отправиться в эти длинные выходные.

 
 
Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Фили...

Филипп Халсман. «Дали Атомикус», 1948 г.

Фото: ©Philippe Halsman и ©Наследие Мишеля Сима

Столь разные портреты

Мишеля Сима и Филиппа Халсмана, каждый из которых создал свою фотолетопись XX века, объединяет взгляд на их героев: вдумчивый, проницательный, человечный.

«Гении в мастерских» Мишеля Сима

Уроженец польского (ныне — белорусского) Слонима Михаил Змаевский видел себя прежде всего скульптором, но по иронии судьбы мировую известность принесла ему фотография, которая была для него, скорее, хобби и своеобразным визуальным дневником. В 1929 году семнадцатилетним юношей будущий Мишель Сима (его псевдоним — анаграмма французского amis — «друзья») приехал в Париж, где сначала обучался в художественной академии Гранд-Шомьер, а потом в мастерских известных скульпторов, в том числе Осипа Цадкина. Он подружился с Пабло Пикассо, Максом Эрнстом, Константином Бранкузи и многими другими представителями художественного круга, который впоследствии получил название Парижской школы.

Польский еврей, в 1942 году он попал в Освенцим, сломивший его физически и морально. После окончания Второй мировой войны именно фотография помогает Сима выйти из кризиса. По предложению Пикассо он стал документировать ежедневную работу друга, фиксируя его творческий процесс на фотопленку. Через некоторое время Мишель Сима разовьет эту идею, сняв целую серию портретов своих друзей, знаменитых художников, за работой в мастерских. За несколько лет он создал настоящую фотолетопись с участием главных героев своего времени, в числе которых Альберто Джакометти, Ханс Арп, Ман Рей, Марсель Дюшан, Жоан Миро и другие. В 1958 году эти портреты вошли в альбом «Лица двадцати одного художника» — который глубоко разочаровал самого Мишеля Сима, неудовлетворенного качеством печати. После этого он сознательно навсегда оставил фотографию, полностью посвятив себя скульптуре. Тем не менее сегодня эти фотографии — уникальные документы эпохи, позволяющие заглянуть за кулисы художественной сцены того времени.

Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Филиппа Халсмана и Мишеля Сима. Пабло Пикассо

Пабло Пикассо

Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Филиппа Халсмана и Мишеля Сима. Марсель Дюшан

Марсель Дюшан

Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Филиппа Халсмана и Мишеля Сима. Жан Кокто

Жан Кокто

Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Филиппа Халсмана и Мишеля Сима. Жорж Брак

Жорж Брак

Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Филиппа Халсмана и Мишеля Сима. Ман Рей

Ман Рей

Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Филиппа Халсмана и Мишеля Сима. Анри Матисс

Анри Матисс

Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Филиппа Халсмана и Мишеля Сима. Мишель Сима

Мишель Сима

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 9 мая
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16
www.mamm-mdf.ru

«Прыжок» Филиппа Халсмана

Персональная выставка Филиппа Халсмана, одного из главных американских фотопортретистов, автора более сотни обложек журнала Life, в России проходит впервые. Ему позировали писатели, актеры, художники, политики, по именам которых можно изучать историю XX века: Андре Мальро, Олдос Хаксли, Сальвадор Дали, Марк Шагал, Ричард Никсон, Грейс Келли и многие другие. На выставке представлено пятьдесят фотографий из серии «Прыжок», которую он снимал на протяжении многих лет с начала 1950-х годов. Изначально он делал эти фотографии для собственного архива как некие психологические зарисовки. Каждый раз, заканчивая фотосессию, Халсман просил своих моделей подпрыгнуть — это был его способ заставить героев сбросить маску, показать свое истинное лицо. В прыжке человек предстает настоящим, а не тем, кем хочет или должен казаться в силу личных причин или общественных условностей. Это становится понятным при беглом взгляде на первую же фотографию экспозиции: лучезарная Мэрилин Монро, надев фирменную обольстительную улыбку, на секунду зависнув в воздухе, что есть силы сжала кулаки. А раскинувший руки вице-президент США Ричард Никсон всем своим видом показывает, как не хочет выглядеть смешным в непривычной для него ситуации. А вот герцог и герцогиня Виндзорские — чопорно-элегантные, застегнутые на все пуговицы, с идеально прямыми спинами. Их совместный портрет не оставляет сомнений относительно того, кто в доме хозяин, — явно не герцог.

Один из самых знаменитых снимков серии — «Дали Атомикус», на котором испанский сюрреалист запечатлен вместе с парящими в воздухе кошками, стулом и потоком воды. Над этим фото пришлось изрядно попрыгать всем участникам съемки — как Халсману с Дали, так и ассистентам, подбрасывавшим несчастных животных и по сигналу выливавшим воду в кадр, — который получился ни много ни мало с двадцать восьмого раза.

На некоторых фотографиях вместе со своими моделями появляется и сам Халсман. Его же прыжок с переворотом логически завершает экспозицию: сгруппировавшись, Филипп Халсман застыл в воздухе вниз головой — неутомимый исследователь и экспериментатор, тонкий психолог и человек с отличным чувством юмора.

Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Филиппа Халсмана и Мишеля Сима. Мэрилин Монро, 1959 г.; Филипп Халсман и Грейс Келли, 1954 г.

Мэрилин Монро, 1959 г.

Филипп Халсман и Грейс Келли, 1954 г.

Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Филиппа Халсмана и Мишеля Сима. Герцог и герцогиня Виндзорские, 1956 г.; Роберт Оппенгеймер, 1958 г.

Герцог и герцогиня Виндзорские, 1956 г.

Роберт Оппенгеймер, 1958 г.

Art Weekend в Москве: закулисье XX века в фотопортретах Филиппа Халсмана и Мишеля Сима. Одри Хепберн, 1955 г.

Одри Хепберн, 1955 г.

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 21 мая
Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1
www.jewish-museum.ru

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 22 февраля 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
Элементарные частицы: Алиса Хазанова — о жизни души и бессилии слов
Канны-2017: как Сьюзан Сарандон доказала, что 70 — это новые 40
Голая правда: ню-фотография в эпоху ханжества и селфи
Канны-2017: упражнения в мизантропии Михаэля Ханеке и Йоргоса Лантимоса
Все не так, как кажется: в США состоялась телепремьера нового сезона «Твин Пикса» Дэвида Линча
Не только Янагихара: пять американских писательниц, за которыми тоже стоит следить

       
©2011—2017 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.