Культура

Кино недели: «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона

Загадочная мелодрама рассказывает странную историю любви знаменитого кутюрье-перфекциониста и его музы.

Картина культового американского киноавтора претендует на шесть «Оскаров».

Роскошный лондонский особняк, в котором проходят примерки изысканных платьев, подобен храму. Швеи облачаются в белые фартуки и перчатки, будто готовясь к мистическому ритуалу. Бог-кутюрье приводит себя в порядок в своих покоях. Его зовут Рейнольдс Вудкок (Дэниел Дей-Льюис), и он в послевоенное время руководит домом моды своего имени вместе с сестрой и лучшей подругой Сирил (Лесли Мэнвилл). В его элегантные, идеально скроенные платья облачаются представительницы королевских династий, кинозвезды, аристократки и героини светских раутов. Рейнольдс, несмотря на уже не юные годы, холост. Жениться он не хочет принципиально, ведь брачные узы отвлекут его от главного занятия в его жизни — работы. Муз он при этом меняет регулярно: девушки живут с ним до тех пор, пока окончательно ему не надоедают. Однажды все изменится: в ресторане недалеко от своего загородного поместья Рейнольдс познакомится с официанткой-мигранткой из Европы Альмой (Вики Крипс). Та мгновенно покорит его сердце и вскоре переедет в его дом в Лондоне. Довольно быстро Вудкок покажет свой истинный характер — совершенно невыносимый. Вся его жизнь подчинена правилам, которые окружающие обязаны неукоснительно исполнять. Хруст хлеба, звук льющейся из чайника воды или любые другие звуки за завтраком его чрезвычайно раздражают. Что уж говорить о неуместных, с его точки зрения, замечаниях о его работе, о попытках Альмы выразить свое мнение. Вскоре Рейнольдс начнет задумываться о том, что отношения с Альмой, возможно, были ошибкой. Но так просто девушка не сдастся.

Кино недели: «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона

Кино недели: «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона

Пять лет не снимавшийся Дэниел Дей-Льюис заявил, что роль в «Призрачной нити» станет последней в его кинокарьере. Его многочисленные поклонники надеются, что он все-таки одумается. Как же мы обойдемся без работ одного из самых выдающихся актеров современности, который в этом году может получить уже четвертый «Оскар»? Придерживающийся системы Станиславского Дей-Льюис и на этот раз подошел к работе обстоятельнее некуда. Мастерством сапожника он уже владеет (работал подмастерьем), а вот шить учился с нуля и очень в этом деле преуспел. Но если к потрясению от игры Дей-Льюиса киноманы готовы, да и Лесли Мэнвилл высоко ценят по работе с британцем Майком Ли, то люксембурженка Вики Крипс для большинства зрителей станет очень приятным открытием. Ее кажущееся поначалу обычным лицо чрезвычайно живо: способно передавать тончайшие оттенки эмоций. Как и лица великих актрис XX века — от Моники Витти до Жанны Моро, — оно обладает особой, кинематографической притягательностью.

Кино недели: «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона

Неудивительно, что Крипс взял в свой фильм Пол Томас Андерсон — культовый американский режиссер, автор «Ночей в стиле буги», «Магнолии», «Нефти» и «Мастера». Одна из главных отличительных черт его работ — это их магнетизм. Лет пятнадцать назад его «Магнолию», в которой переплетены судьбы множества страдающих по разным причинам людей, показывали по нашему телевидению глубокой ночью. Еще бы: мало того что артхаус, так еще и длится он три часа.

Несмотря на поздний час, оторваться от этого завораживающего фильма было невозможно — даже если смотреть его не с начала. Подкупала и какая-то невиданная интимность, и метафизическая глубина повествования. «Магнолия», как и «Призрачная нить», и другие работы Пола Томаса Андерсона, таит в себе двойное дно — словно здешний мир является лишь отражением какого-то другого, таинственного, требующего разгадки. «Призрачная нить» особенно явно намекает на нечто загадочное: сам режиссер говорит, что стремился сделать оммаж готическому роману, в частности — экранизированной Хичкоком «Ребекке».

Кино недели: «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона

Кино недели: «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона

Но и без этого дополнительного объема «Призрачная нить» крайне интересна. Пол Томас Андерсон и Дэниел Дей-Льюис глубоко погрузились в изучение биографий модельеров Лондона 1950-х — отстающей от Парижа, но все же важной модной столицы. Одежду в основном создавали специально для фильма, предварительно изучив массу вещей того времени. Одним из кутюрье, вдохновивших Андерсона на создание образа Вудкока, был, кстати, испанец-отшельник Кристобаль Баленсиага. Но, несмотря на тщательность воссоздания эпохи (изображение настолько достоверно, что даже слово «стилизация» кажется оскорбительным), Пола Томаса Андерсона интересует, конечно, не столько мир моды, сколько психология одаренного творческого человека. Вывод его неутешителен: талантливые люди в большинстве своем — эгоистичные, инфантильные диктаторы. Постоянное интеллектуальное напряжение настолько их изматывает, что на соблюдение политеса и беспокойство о близких сил не остается. Но Альма просто не способна полюбить человека ординарного, поэтому будет с поразительным упорством бороться за Рейнольдса. Андерсон частенько в своих картинах изображает поединок-противостояние двух сильных характеров из разных миров. Чтобы оставаться рядом с творцом, необходимо показать свою реальную власть над ним — он оценит и заодно получит такой необходимый для него отдых. Как иначе, когда рядом твоя душа — именно так переводится с родного для Баленсиаги испанского имя Альма.

Кино недели: «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона

 

 

 

15 февраля 2018
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура