Арт-уикенд в Москве: Павел Пепперштейн и воскресший Пикассо в галерее Vladey

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры и спецпроектов
Posta-Magazine


В галерее Vladey в Центре современного искусства «Винзавод» проходит выставка нового проекта Павла Пепперштейна «Воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году». Впрочем, вопрос об авторстве работ остается открытым.

 
 

Арт-уикенд: Павел Пепперштейн и воскресший Пикассо в галерее Vladey

Как сообщают сопроводительные тексты к выставке, работы были созданы воскрешенным Пабло Пикассо и подарены Павлу Пепперштейну, с которым тесно общался испанский гений в своей новой ипостаси.

Павел Пепперштейн, сооснователь арт-группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“» (1987-2001), развивавшей идеи московского концептуализма, — один из самых успешных и признанных российских художников. Его работы, помимо прочего, выставлялись на 53-й Венецианской биеннале (2009) и на 26-й Биеннале в Сан-Паулу (2004), а также вошли в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея и парижского Центра Помпиду.

Человек из прошлого II

Человек из прошлого II

Связь с предшествующим художественным поколением у него в буквальном смысле кровная: Пепперштейн — сын одного из основоположников московского концептуализма Виктора Пивоварова и поэтессы Ирины Пивоваровой. За рубежом он более известен как художник, а в России — как писатель. Собственно, и на выставке картины представлены наряду с текстом рассказа, повествующего о секретном эксперименте в НИИ имени Николая Федорова — того самого автора «Философии общего дела», родоначальника русского космизма, чьи идеи о воскрешении всех когда-либо живших людей и пытается воплотить в жизнь директор института, некий профессор Ермольский. Пока, правда, речь идет не обо всем человечестве, а самых выдающихся его представителях. Выбор персоналий для эксперимента отчасти субъективен: явление на свет новой версии Пабло Пикассо объясняется тайным желанием профессора, страстного поклонника творчества основоположника кубизма, заполучить в свою коллекцию новые произведения.

Павел Пепперштейн, по созданной им самим легенде, оказывается постоянным собеседником и хроникером возрожденного к жизни и к работе художника, чья манера за несколько месяцев претерпевает ряд изменений. Если в первом десятилетии XX века в творчестве Пикассо выделяют «голубой» и «розовый» периоды, то в начале XXI столетия за год интенсивной работы он успевает прожить «серый», «фиолетовый», «красный», «черный», «зеленый» и «белый» периоды, характеризующиеся преобладанием того или иного цвета в картинах. Именно такими сериями они и представлены в экспозиции.

Рождение Европы

Работы написаны в узнаваемой манере Пепперштейна, но при этом изобилуют прямыми цитатами или замаскированными отсылками к Пикассо. Встречаются здесь и символы современности вроде знака европейской валюты, и архетипичные сюжеты и герои русской культуры — матрешек, русалок и «нашего всего», в котором, впрочем, можно узнать как Пушкина, так и самого Пепперштейна. А в геометрических абстракциях завершающего эксперимент «фиолетового периода» читается привет Малевичу, Кандинскому и московскому концептуализму.

В своей мистификации Павел Пепперштейн смешивает исторические и смысловые пласты, умело соединяя иронию и философию. Время для него не линеарно —прошлое, настоящее и будущее человечества и культуры неотделимы друг от друга. Поэтому и мифический Пикассо уверяет, что воскрес не в 2016-м, а в 3111 году: любая точка на ленте времени условна, летоисчисление необходимо только для живущего человека, умерший становится системой мифологем и образов, которые по-разному проявляются в каждой эпохе.

Старик, который украл рыбу

В этом смысле Павел Пепперштейн выступает оппонентом «хроношовинизму» — этим термином он обозначает зацикленность на настоящем в ущерб прошлому и будущему, которая, по его убеждению, проявляется повсеместно, «начиная с отношения к старым зданиям, кончая глубокой девальвацией художественных и духовных ценностей, создаваемых веками». Он же, воскрешая прошлое, придумывает будущее. Впрочем, делая вид, что не претендует на статус демиурга.

Детали
До 29 сентября
Галерея Vladey, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, с. 7

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 13 июля 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Women in Power: Жанна Агузарова — певица с другой планеты
Лето в Санкт-Петербурге: Маноло Бланик, эрмитажный текстиль и Жар-Птица в небе
Планы на лето: Франция по стопам импрессионистов
Время вдвоем: Юлия Прудько и Александр Орлов
Досье: сырный вопрос — моцарелла, буррата, страчателла
Интенсив: учимся играть в петанк

       
©2011—2017 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.