Арт-уикенд: традиции и новаторство
в современном дизайне на выставке
New Olds

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры и спецпроектов
Posta-Magazine


Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит выставка «New Olds. Классика и инновации в дизайне», представляющая концептуальные работы молодых дизайнеров из России, Германии и других стран.

 
 

Студия Makkink & Bey. Урбомастерская-кабинет. Ансамбль. 2010

Фото © ifa, Made in August

Дизайнеры с большой изобретательностью и юмором переосмысливают традиции прошлого от архаики до наших дней, наглядно демонстрируя условность таких понятий, как «старое» и «новое».

Выставка организована в сотрудничестве с немецким Институтом связей с зарубежными странами ifa (Штутгарт) и Гёте-институтом, и большинство экспонатов составляют предметы немецкого промышленного дизайна. За российскую часть проекта отвечал Московский музей дизайна, который дополнил выставку проектами российских дизайнеров: Дениса Милованова, Анастасии Кощеевой, Александра Каныгина, которые используют в своих работах национальные мотивы, а также Анны Кулачек и Екатерины Копытиной, предлагающих свежий взгляд на русские промыслы.

В дизайне находят отражение не только эстетические, но и ценностные представления той или иной эпохи, что особенно бросается в глаза на выставке. Экологичность как образ жизни, умеренность в противовес бездумному потреблению и антибуржуазность — всё это прослеживается в концепциях предметов и выборе материалов. Дизайн как таковой лишен социальной критики, но при этом обладает потенциалом влиять на мышление, создавая не только вещи, но и модели их использования, а значит, и определенного поведения.

Катрин Зонляйтнер. Персидский ковер-пазл. 2007-2009

Катрин Зонляйтнер. Персидский ковер-пазл.
2007-2009

Например, новое звучание приобретает такой символ благополучия и домашнего уюта, как восточный ковер. Катрин Зонляйтнер предлагает украсить дом каучуковым персидским ковром-пазлом, орнамент которого можно сложить разными способами, но так или иначе следуя некоей заданной дизайнером матрице. В этой игре два уровня. На первый взгляд все просто: перед нами декоративный предмет, придающий определенное настроение интерьеру. Но тут же возникает невольный вопрос: а знаем ли мы что-нибудь о символике цветов и узоров традиционного персидского ковра да и в целом восточной культуре, которая для нас скорее непонятная экзотика? Казалось бы, при чем здесь шовинизм и антимигрантские настроения?

Но обратимся к западной истории искусств и европейскому наследию. Барокко — эпоха излишеств и нескрываемой роскоши, порой в ущерб утилитарности и удобству. Сильвия Кнюппель создает «гардероб», внешне напоминающий классическую барочную модель, только его функциональность — совершенно иного рода. Вы не сможете открыть дверцы и положить что-то внутрь, потому что он не полый, а сделан из цельного куска пенопласта. Зато на поверхности шкафа — многочисленные прорези, в которые можно поместить всё, что угодно от светильника и фена до зонтика и стула. Такой предмет мебели — воплощение организованного «художественного беспорядка», столь ценимого творческими натурами. Подойдет он и не обремененным домашним скарбом молодым людям с «охотой к перемене мест».

Сильвия Кнюппел. Симулянт. Серия: Домашний порядок. Платяной шкаф. 2007

Сильвия Кнюппел. Симулянт. Серия: Домашний порядок. Платяной шкаф. 2007

Студия Big-Game. Лось. 2004

Студия Big-Game. Лось. 2004

Образованные, социально активные современные горожане, конечно, сочтут варварским атавизмом присутствие в интерьере охотничьих трофеев в виде чучел убитых животных или оленьих рогов. Дизайнеры европейской студии Big-Game предлагают остроумную декоративную замену — фанерную лосиную голову, которая будет абсолютно по-разному смотреться в интерьерах той или иной стилистики и назначения, скажем, детская комната в скандинавском доме или прихожая в альпийском шале. Традиция здесь тесно переплетается с новаторством, которые не отрицают, а органично дополняют друг друга.

У российского дизайнера Виталия Жуйкова иной подход к традиции — для создания мебели и предметов интерьера он использует старые наличники с окон, амбарные доски и деревянные сундуки, найденные в заброшенных домах удмуртских деревень. При этом он старается узнать историю каждого предмета, который, трансформируясь, продолжает «биографию» в новом качестве в новом времени.

Студия Made in August. Наличник-стеллаж Portal Brut. 2015

Студия Made in August. Наличник-стеллаж Portal Brut. 2015

Особенность выставки New Olds в том, что подавляющее большинство демонстрируемых здесь предметов — концепты, которые не были запущены в массовое производство. Она представляет именно тренды и идеологическую подоплеку современного дизайна, наглядно показывая, что вещи, которыми мы себя окружаем, — это мы сами.

Вернер Айслингер. Стеллаж. 2007

Детали:
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Делегатская, 3.
До 28 августа.

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 5 июля 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Планы на лето. От Люцерна до Лугано: швейцарские каникулы Ирины Гриневой
Responsible Luxury: солнечные батареи на крыше модных отелей
В офис: три деловых комплекта, которые легко превратить в вечерние
Men in Power: Билл Гейтс пожертвовал 4,6 миллиардов на благотворительность и… завел Инстаграм
Планы на сентябрь: Теуль-Сюр-Мер — одно из лучших мест отдыха на юге Франции
Men in Power: я б в правители пошел, или Как Марк Цукерберг захотел стать президентом

       
©2011—2017 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.