Арт-уикенд в Москве: цветной мир владимирской школы в ИРРИ

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры Posta-Magazine


В Институте русского реалистического искусства проходит выставка владимирской школы живописи «На краю цвета», посвященная самобытному направлению, возникшему в конце 50-х годов прошлого века.

 
 
Арт-уикенд в Москве: цветной мир владимирской школы в ИРРИ

Интенсивные цвета, декоративность, выраженные, пастозные текстуры — в эстетике владимирской школы удивительно органично соединяются мотивы народного искусства, академические традиции и художественный эксперимент.

Оказываясь в пространстве этих картин, невольно попадаешь под их обаяние: они моментально наполняют бьющей через край энергией, светом, чистой детской радостью жизни. Собственно, в этом и состояла главная задача художественных поисков владимирцев, в чьих колоритных пейзажах обнаруживается родство одновременно и с фовистами, и русской пейзажной традицией Левитана, Куинджи и Грабаря.

Ким Бритов. Март. Гости приехали. 1996

Ким Бритов. Март. Гости приехали. 1996

Владимир Юкин. Вечер на Волге. 1991

Владимир Юкин. Вечер на Волге. 1991

Феномен региональных школ живописи в середине XX века был связан с распространившейся практикой распределения выпускников художественных вузов Москвы и Ленинграда по городам СССР. Однако появление владимирской школы в большей степени связано с основанием в 1945 году местного отделения Союза художников и активной работой фронтовиков Кима Бритова и Владимира Юкина, к которым впоследствии присоединился молодой художник Валерий Кокурин.

Валерий Кокурин. Строят компрессорную станцию. 1983

Валерий Кокурин. Строят компрессорную станцию. 1983

Их узнаваемый стиль вобрал в себя традиции древнерусской иконописи, а также ремесел Владимирской области — мстёрской вышивки и лаковой миниатюры, гороховецкой игрушки и художественного стекла Гусь-Хрустального. Меланхоличная среднерусская природа и скромная провинциальная жизнь в пейзажах владимирцев исполнены одновременно тихой певучей лирики и ярмарочного, балаганного духа. При всей декоративности и условности их живопись укоренена в моменте, в этих картинах физически чувствуется запах ветра, скрип снега, гул толпы и колоколов.

Ким Бритов. Старый Владимир. Рынок. 1999

Ким Бритов. Старый Владимир. Рынок. 1999

Как о самобытном направлении о владимирской школе заговорили в 1960 году, когда в московском Манеже открылась выставка «Советская Россия», ставшая крупнейшим смотром советского изобразительного искусства середины века, где свои работы представили более 500 авторов. Впрочем, в тот момент мнения критиков и искусствоведов ожидаемо разделились. Звучали обвинения и в формализме, и «трафаретности» подхода, о чем, например, можно прочесть на страницах журнала «Художник» 1964 года в статье, озаглавленной «Во власти штампа».

Николай Модоров. Промышленный пейзаж. 1986

Николай Модоров. Промышленный пейзаж. 1986

На выставке основатели школы представлены наряду с последователями Бритова, Юкина и Кокурина, которые привнесли в их традицию собственные индивидуальные черты. Таковы Николай Мокров, Валерий Егоров, Николай Модоров, а также Дмитрий Холин, который сегодня возглавляет владимирский Союз художников. Колорит в их работах столь же важен, но более сдержан, так же как и общее настроение: если, скажем, картины Бритова — это мощная бетховенская «Ода к радости», то пейзажи Егорова — скорее штраусовская игривая «Полька-пиццикато».

Виктор Дынников. Кондуктор. 1975

Виктор Дынников. Кондуктор. 1975

Петр Дик. Одинокая фигура. 2000; 
Виктор Дынников. Выгуливаемся 2000

Петр Дик. Одинокая фигура. 2000

Виктор Дынников. Выгуливаемся 2000

Третий смысловой раздел экспозиции посвящен художникам Владимира, которые, не будучи формально связанными со школой, так или иначе близки их эстетике. Здесь проникнутые юмором и мягкой иронией бытовые зарисовки Виктора Дынникова, мистические пейзажи Петра Дика и примитивистские, архетипические персонажи Владимира Севостьянова. При всем разнообразии стилей каждого из представленных в ИРРИ художников их объединяет неизбывная любовь к жизни, способность минимальными средствами передать эмоцию, наполнив ее многочисленными нюансами и оттенками. А самое главное, что они пишут не цветные сны, а самый настоящий цветной мир — реальный в каждой детали.

Владимир Севостьянов. Праздник ожидания. 2005

Владимир Севостьянов. Праздник ожидания. 2005

Детали
До 22 апреля
Институт русского реалистического искусства, Дербеневская ул., 7, стр. 31

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 11 января 2018

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
#PostaTravelNotes: Яна Рудковская и Евгений Плющенко на Королевской вилле в Jumeirah Vittaveli Maldives
Вкус Берлина: лучшие рестораны немецкой столицы
Эксклюзив: дизайнер Давид Кома — о жизни между Лондоном и Парижем, работе в Mugler и моральной зрелости
«Алкоголь? В Италии мы предпочитаем женщин!»: за что мы любим тренера Роберто Манчини
Досье: тренировки Barre
Мемуарный роман, или Разговор с Пытливым Читателем: интервью с Евгением Гришковцом

       
©2011—2018 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.