Арт-уикенд в Москве: Дон Кихоты Анатолия Зверева и Сальвадора Дали в Музее AZ

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры Posta-Magazine


В Музее AZ открылась выставка «Атака Дон Кихотов», представляющая работы Анатолия Зверева и Сальвадора Дали, вдохновленные образом и подвигами хитроумного идальго.

 
 
Арт-уикенд в Москве: Дон Кихоты Анатолия Зверева и Сальвадор...

В небольшом пространстве музея развернулась трехчастная мультимедийная экспозиция, где оригинальные произведения художников сопровождаются видеопроекциями и музыкой.

Архитектура выставочного пространства, как и в других проектах Музея AZ, является не просто антуражем, но неотъемлемой частью концепции — и зрительского опыта. Можно назвать это дополненной реальностью, которая помогает установить эмоциональную связь с произведениями и художниками.

Арт-уикенд в Москве: «Божественные кляксы» Сальвадора Дали

«Божественные кляксы» Сальвадора Дали

Арт-уикенд в Москве: Дон Кихоты Анатолия Зверева и Сальвадора Дали в Музее AZ

Экспозиция открывается разделом цветных подписных литографий Сальвадора Дали из собрания Бориса Фридмана. С идеей проиллюстрировать одну из самых известных и популярных книг в мире к Дали в 1956 году обратился парижский издатель Жозеф Форе. Он, по воспоминаниям Дали, хотел, чтобы тот создал именно литографии, и даже приехал к художнику с литографскими камнями. Дали же, по ряду «эстетических, моральных и философских причин», был против литографской техники: творческий процесс должен разворачиваться без применения силы, считал он. Но, как он пишет в своей экстравагантной манере, Сальвадор Дали нашел художественное решение, которое не нарушало провозглашенных им принципов. Для нанесения краски на камень он использовал подаренную ему аркебузу XVI века: «И 6 ноября 1956 года... я выпустил первую в мире свинцовую пулю, наполненную литографской тушью. Разорвавшаяся пуля открыла эру „пулизма“. На камне появилась божественная клякса, похожая на крыло ангела, аэродинамические свойства и динамическая сила которого превосходят все когда-либо применявшиеся технические усовершенствования. Всю неделю я был погружен в фантастические эксперименты». А, например, два крыла мельницы на другой литографии получились в результате того, что Дали с силой разбил о камень два полых носорожьих рога, наполненных пропитанными тушью хлебными корками.

Все эти «божественные кляксы» можно в подробностях рассмотреть на первом этаже музея, причем не только на оригинальных литографиях, но и на видеопроекциях на полу и стенах. В названии этой части экспозиции, «400 лет в боях и сражениях», слышатся и металлический лязг оружия странствующего рыцаря, и отзвуки разбивающихся и растекающихся краской свинцовых пуль Дали.

Арт-уикенд в Москве: Вид экспозиции с работами Анатолия Зверева

Вид экспозиции с работами Анатолия Зверева

Арт-уикенд в Москве: Дон Кихоты Анатолия Зверева и Сальвадора Дали в Музее AZ

На втором этаже — живопись и графика Анатолия Зверева, который увлеченно писал Дон Кихотов на протяжении всей жизни — очевидно, ощущая некое душевное родство с безнадежным романтиком и чудаком, человеком, остро чувствующим несправедливость и несовершенство общества, но при этом способным видеть красоту и благородство там, где другие их не заметят.

Арт-уикенд в Москве: Анатолий Зверев. Дон Кихот

Анатолий Зверев. Дон Кихот

Собранные на выставке работы Зверева 1960–1980-х годов удивительным образом перекликаются с иллюстрациями Дали: работы художников схожи и размашистыми, как будто хаотичными мазками, и цветовой гаммой, но главное — внутренней энергией свободы и торжества жизни. Кстати, нередко, за неимением красок, Зверев тоже прибегал к нетривиальным решениям, рисуя тем, что попадалось под руку: куском свеклы, окурком, спичкой, чаем или кофе.

Большинство представленных в экспозиции работ Зверева не привязаны к конкретным эпизодам из книги Сервантеса и являют собой различные воплощения Дон Кихота, которые, как кажется, скорее передают оттенки настроения самого художника. Именно поэтому, наверное, ни один из странствующих рыцарей не похож на другого.

Арт-уикенд в Москве: Платон Инфанте. Стань Дон Кихотом! 2017

Платон Инфанте. Стань Дон Кихотом! 2017

Арт-уикенд в Москве: Дарья Коновалова-Инфанте. В тени Дон Кихота. 2017

Дарья Коновалова-Инфанте. В тени Дон Кихота. 2017

Третий раздел выставки показывает Дон Кихота и Санчо Пансу «в новом свете», и свет здесь имеет не только и не столько метафорический смысл. Так, объекты Дарьи Коноваловой-Инфанте соединяют в себе небольшие перевернутые вниз головой скульптуры и взаимодействующие с ними видеопроекции: кукольный и теневой театр одновременно. Небольшая скульптура шестидесятника Николая Силиса из меди и бронзы отбрасывает на стену удлиненную, как будто дышащую тень, создавая иллюзию присутствия. А в центре зала — медиаинсталляция Платона Инфанте «Стань Дон Кихотом»: настоящее седло и массивная пика, упирающаяся в крупноформатный экран с компьютерной анимацией. Летают буквы и росчерки пера, вращаются крылья мельниц, слышатся звуки сражений. Достаточно сесть в седло — и вы ненадолго становитесь Дон Кихотом, пытаясь понять, в каком мире вы сейчас находитесь: реальном или виртуальном, и какой из двух более иллюзорен. Впрочем, так ли уж необходим ответ на этот вопрос?

Арт-уикенд в Москве: Платон Инфанте. Стань Дон Кихотом! 2017

Платон Инфанте. Стань Дон Кихотом! 2017

Детали
До 25 марта 2018 года
Музей AZ, 2-я Тверская-Ямская ул., 20-22, стр. 2

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 30 ноября 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Танец с тенями: в Большом театре состоялась премьера скандального балета «Нуреев»
Добрые дела: Елена Рассохина — о том, как благотворительная программа Spina Bifida помогла ей спасти дочь
Какие коллекции макияжа покупать накануне Рождества
Цифровая психотерапия: как новые технологии меняют индустрию психологической помощи
Фитнес с Алексеем Василенко. Спортивные итоги года: новые клубы, тренды, возможности
Сила ностальгии: «Лего», в которое играют люди

       
©2011—2017 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.