Культура

Art Weekend в Москве: окна Марке и эксперименты Родченко

В эти выходные рекомендуем посмотреть две крупные ретроспективы: Альбера Марке и Александра Родченко. Первый настроит вас на медитативный лад, второй — вдохновит оптимизмом строителя будущего.

От Марке к Родченко —

смотреть выставки стоит именно в такой последовательности, с перерывом на кофе и небольшую прогулку от Волхонки до Остоженки. И сейчас вы поймете, почему.

«Альбер Марке. Распахнутое окно»

Если вам кажется, что все идет кувырком, почва уходит из-под ног, а жизнь несется куда-то мимо с космической скоростью, то вам сюда, на ретроспективную выставку Альбера Марке в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея. Неслучайно проект парижского Музея современного искусства, у которого перенял эстафету ГМИИ им. Пушкина, назывался «Художник остановленного времени».

В работах Марке, сформировавшегося под влиянием импрессионизма и фовизма, жизнь предстает предельно детализированной, реальной и в то же время — такой, какой нам бы хотелось ее видеть. Гуляя по выставке, я ловила себя на том, что невольно мысленно анимирую его картины — придумываю разговоры, накладываю звуки города и природы, монтирую виды между собой. Особенно хорошо для этого подходят ранние работы времен Belle Époque с изображениями его любимого Парижа. Марке сменил несколько адресов в городе, но каждый раз неизменно выбирал мастерские с видом на Сену. Мосты — частые герои его картин («Нотр-Дам. Солнце», 1904 г.; «Вид на Пон-Нёф через Сену. Туман», 1906–1907 гг.; «Мост Сен-Мишель в Париже», 1908 г.).

Альбер Марке. «Мост в Сен-Мишель в Париже. (Набережная де Гран Огюстен)», 1908 г

Альбер Марке. «Мост в Сен-Мишель в Париже. (Набережная де Гран Огюстен)», 1908 г

Париж — непреходящая любовь Альбера Марке

Париж — непреходящая любовь Альбера Марке

Дружный с фовистами — Анри Матиссом, Жоржем Руо, Раулем Дюфи и Андре Дереном — и даже участник их выставок в 1905-1906 годах, он выбрал другой путь, при этом сохранив в своей живописи их прием передачи света и тени с помощью цвета. На выставке работы Марке как раз соседствуют с полотнами «диких», что позволяет увидеть внутреннюю связь — подобно тому, как в лишенных внешнего сходства братьях угадываются дети одних родителей.

Картины из многочисленных путешествий Марке (им здесь посвящен отдельный раздел) если и не заменяют собственных, то служат занимательным материалом для изучения. Вот тунисский порт Сиди-Бу-Саид, картина 1923 года: белые стены домов, голубое море, пальма. Вроде бы ничего особенного — но в очередной раз с удивлением отмечаешь, с каким мастерством он балансирует на тонкой грани между общим и конкретным. Композиция не подразумевает присутствия человека, но он здесь есть — это сам художник, безмолвный наблюдатель и одновременно режиссер. Кстати, в 20-е годы Марке совершил поездку и в СССР, правда, живописных впечатлений не оставил — их на выставке заменяют работы выпускников ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа этого времени.

Альбер Марке. «Контражур. Алжир», 1924 г.

Альбер Марке. «Контражур. Алжир», 1924 г.

Альбер Марке. «Везувий», ок. 1909 г.

Альбер Марке. «Везувий», ок. 1909 г.

Альбер Марке. «Порт в Онфлере», 1911 г.

Альбер Марке. «Порт в Онфлере», 1911 г.

Вы не найдете в работах Альбера Марке и намека на катаклизмы первой половины прошлого века, но язык не повернется обвинить его в эскапизме и прекраснодушии. Его мир неидеальный, но именно в таком мире хочется жить. Или хотя бы побывать.

Детали от Posta-Magazine
Выставка работает до 8 января
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, ул. Волхонка, 14

«Александр Родченко. Опыты для будущего»

Если Альбер Марке был внимательным наблюдателем действительности, то Александр Родченко активно ее преобразовывал и конструировал. Занимающая три этажа выставка в Мультимедиа Арт Музее соответствует масштабу событий: 125-летию художника и 20-летию самого музея. Здесь живопись, фотография, полиграфические, театральные и дизайнерские работы, что создает если не исчерпывающую картину его творчества, то позволяет почувствовать размах художественного эксперимента. «Мы обязаны экспериментировать», — таков был лозунг его творчества, с помощью которого Родченко, как и другие мастера русского авангарда, строил новый мир и новое искусство.

«Александр Родченко. Опыты для будущего»

Сложившийся театральный художник, в начале 1920-х годов он столкнулся с необходимостью фотофиксации своих работ — так начался его путь в фотографии, буквально первые шаги в которой стали новаторскими. Так, начало новому жанру положили фотомонтажи Родченко, использованные в оформлении книги Маяковского «Про это» в 1923 году. А «Портрет матери» 1924 года — один из хрестоматийных примеров крупного плана в фотографии.

Александр Родченко. Портрет матери фотографа, 1924 г.

Александр Родченко. Портрет матери фотографа, 1924 г.

Удивительно, как конструктивизм Александра Родченко, его знаменитые диагональные композиции и ракурсная съемка по-разному работают в фотографиях советских парадов и в портретах. В первом случае эти приемы подчеркивают энтузиазм строителей будущего и масштаб их замыслов, а во втором — интимность и лиричность, как например, в фотографии жены Варвары Степановой на балконе (1928 г.).

«Александр Родченко. Опыты для будущего»

В 1930-е годы, когда авангард стал неугоден молодой советской власти, его обвинили в отступлении от задач пролетарской фотографии. Так, одна из представленных на выставке работ, «Пионер-трубач» (1930 г.), была раскритикована за то, что ее герой скорее похож на «откормленного буржуа», чем на советского пионера. Справедливости ради, небезосновательное замечание, в нем и правда есть что-то от гайдаровского Мальчиша-Плохиша, который «захотел в буржуинство». Что, по сути, только подчеркивает точность взгляда Родченко в фиксировании своей эпохи.

Александр Родченко. «Пионерка», «Пионер-трубач». 1930 г.

Александр Родченко. «Пионерка», «Пионер-трубач». 1930 г.

«Рано я родился или поздно?» — пишет он в дневнике 1943 года. Сейчас понятно, что в самое время, как раз в тот момент, когда искусство творило будущее. И сегодня мы живем в будущем Александра Родченко.

Александр Родченко и Варвара Степанова. «Юные планеристы». Эскиз разворота для журнала «СССР на стройке», 1933 г.

Александр Родченко и Варвара Степанова. «Юные планеристы». Эскиз разворота для журнала «СССР на стройке», 1933 г.

Детали от Posta-Magazine
Выставка работает до 13 ноября
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16

 

 

 

07 октября 2016
Инна Логунова для раздела Культура