Культура

Кино недели: «Лоро» Паоло Соррентино

Самый известный итальянский режиссер современности размашисто рисует портрет Сильвио Берлускони и его окружения.

Как и всегда в фильмах Соррентино, красоту легко спутать с уродством. И наоборот.

Перед объявлением программы последнего Каннского фестиваля все были уверены, что «Лоро» Паоло Соррентино непременно попадет в конкурс. Этого не произошло — к разочарованию многочисленных поклонников автора «Великой красоты», «Молодости» и сериала «Молодой папа». Вероятно, из-за формата: первоначальная версия фильма, вышедшая в прокат в Италии, разделена на две части, общая продолжительность которых превышает три часа. Возможно, конечно, из-за того, что каннский любимчик Соррентино на сей раз разочаровал главного отборщика фестиваля Тьерри Фремо. Премьера более короткой версии картины состоялась в итоге на кинофестивале в Торонто. Рецензии фильм получил хорошие, но бешеного ажиотажа он не вызвал. «Лоро» действительно не лучшая картина Соррентино — в том числе потому, что смотреть ее не слишком просто. Всегда склонный к избыточности, за которую его и любят, Соррентино на сей раз уж слишком насыщает свою работу и визуально, и вербально. Диалоги персонажей написаны будто бы для романа — собственно, Соррентино в интервью говорит о том, что с таким ощущением он и создает свои сценарии. Речи героев хочется конспектировать (многие кинокритики, кстати, так и делают), чтобы потом цитировать. И все бы прекрасно, если бы впечатляющие визуальные решения не мешали порой воспринимать текст. Какая разница, о чем говорит Берлускони, если кадр выстроен настолько симметрично, что захватывает дух?

Кадр из фильма «Лоро» Паоло Соррентино

В центре повествования — скандальный политик и предприниматель Сильвио Берлускони: человек, который четырежды был главой правительства Итальянской Республики (это рекорд), миллиардер, медиамагнат, владелец футбольного клуба «Милан», друг Владимира Путина. Берлускони обвиняли во всех грехах — от дружбы с мафией и неуплаты налогов до сексуальных связей с несовершеннолетними, но ему в итоге всегда удавалось избежать реального наказания. Роль Сильвио исполнил любимый актер Соррентино Тони Сервилло, который в 2008 году изобразил в его же «Изумительном» другого одиозного итальянского политика — Джулио Андреотти. С Берлускони все понятно, но что же это за загадочное слово «лоро»? По-итальянски это всего лишь «они» — те, кто страшно хочет попасть в ближайшее окружение к «нему» — Берлускони. Ведь с помощью героя Сервилло можно сделать любую карьеру — хоть музыкальную, хоть кинематографическую, хоть политическую. Но только если суметь понравиться тирану, оказав ему какую-нибудь услугу. Людям, пытающимся обаять Берлускони, и посвящена первая треть фильма — Сильвио появится в кадре лишь на сороковой минуте. Персонаж главного красавца итальянского кино Риккардо Скамарчо — бизнесмен Серджио Морро — даже снимет на Сардинии дорогущую виллу лишь потому, что на соседней обитает Берлускони. Он и его жена соберут огромную толпу девушек модельной внешности и начнут закатывать такие вечеринки, какие вам и не снились: горы наркотиков, полуголые танцы, оргии. Это именно то, что рано или поздно просто обязано привлечь внимание Берлускони. У последнего, впрочем, есть дела поважнее гедонистских удовольствий, он мечтает вновь возглавить правительство. На дворе 2006 год, нашему герою семьдесят, и, чтобы достигнуть цели, ему нужно убедить шесть сенаторов перейти на его сторону. Разумеется, для него это не представит большой сложности.

Кадр из фильма «Лоро» Паоло Соррентино

Кадр из фильма «Лоро» Паоло Соррентино

Кадр из фильма «Лоро» Паоло Соррентино

Соррентино вновь живописует мир одновременно прекрасный и отталкивающий, красивый и уродливый. Гламур в его худшем виде, кич и клиповость в «Лоро» в какие-то считаные доли секунды могут обернуться почти классическим искусством — и вот девушки сомнительного рода деятельности уже напоминают античные статуи. Самое интересное, что такие же метаморфозы происходят и с главным героем: он на протяжении фильма вызывает взаимоисключающие эмоции. Берлускони, в отличие от Андреотти в «Изумительном», не кукла, а живой человек. С одной стороны, он алчен и тщеславен, жесток и беспринципен, похотлив и лжив. С другой, он по-настоящему, несмотря на измены, любит свою несчастную из-за его выходок жену и действительно страдает из-за того, что слишком мало сделал для своей страны, многие жители которой его теперь на дух не переносят. «У меня были великие мечты, они обернулись кошмарами». В финале Берлускони предстает фигурой чуть ли не трагической: старик, осознающий, что безуспешно пытался сбежать от старости в обществе молодых красоток. Человек совершенно одинокий и несчастный, несмотря на все деньги мира. В то же время после жестоких слов, сказанных им жене, сочувствовать Сильвио уже совсем не получается.

Кадр из фильма «Лоро» Паоло Соррентино

Кадр из фильма «Лоро» Паоло Соррентино

Кадр из фильма «Лоро» Паоло Соррентино

Кадр из фильма «Лоро» Паоло Соррентино

Понять Берлускони нельзя потому, что он и в жизни пользуется своим главным профессиональным качеством — он отличный актер. Иными словами — он умеет прекрасно врать. «Истину создает убежденность и тон твоего голоса, которым произносишь слова», — учит Сильвио своего внука. Именно благодаря этим знаниям и умениям и можно стать и успешным продажником и успешным политиком. Но не стоит забывать об обратной стороне медали: завравшись и поверив в собственную ложь, можно потерять не только уважение близких, но и самого себя. И тут пойди разберись, кем являешься: то ли злодеем, то ли Иисусом, статую которого в финале картины вытаскивают из-под завалов после землетрясения в Л’Акуиле.

Кадр из фильма «Лоро» Паоло Соррентино

Кадр из фильма «Лоро» Паоло Соррентино

25 октября 2018
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура