В Тулу со своим саксофоном: фестиваль «Триумф джаза» в этом году охватит сразу три города

 
Виктор Гарбарук
Все статьи автора
Виктор Гарбарук

 — переводчик, большой поклонник джаза


19-й ежегодный фестиваль Игоря Бутмана пройдет с 13 по 17 марта с участием десятка российских и международных джазовых проектов.

 
 
В Тулу со своим саксофоном: фестиваль «Триумф джаза» в этом ...

Джаз объединяет: Москва и Питер отложат давний спор, кто же более главная столица, и вместе с Тулой заджазуют на троих.

Фестиваль «Триумф джаза» уверенно вступает во взрослый возраст и покоряет новые горизонты. Ему стали слишком малы тертые джинсы привычной географии и вслед за Москвой и Питером третьей «мишенью» для окультуривания в этом году становится Тула. Первые шаги, как известно, нелегки, и не всякая птица долетит до середины Упы — но тем ценнее подвиг первопроходцев.

Из замечательной плеяды зарубежных гастролирующих звезд лишь одна выступит во всех трех городах нынешнего фестиваля — американская вокалистка Лорин Тализ. Она получила классическое образование, сама много преподавала вокал и выступала на вторых ролях в качестве бэк-вокалистки. Первым шагом к признанию стало решение записать собственный альбом, который вышел в 2016 году под названием Gorgeous Chaos и продемонстрировал многогранность ее таланта, в том числе и как автора зрелых текстов и мелодий. Лишь два трека в альбоме позаимствованы из «великого американского песенника», сокровищницы джазовых стандартов, но с первых же нот вступления а-капелла чувствуется уверенное равнение на великих — от Нэнси Уилсон до Уитни Хьюстон. Разнообразный репертуар с джазовыми, соул- и R&B-номерами исполнен и записан в разноплановых оркестровках с целым рядом заслуженных музыкантов, включая частого московского гостя контрабасиста Крисчена Макбрайда и хэдлайнера нынешнего фестиваля — пианиста Роберта Гласпера. Важным прорывом для Лорин стала победа прошлой осенью на конкурсе джазового вокала имени Сары Воэн — теперь она выступит на знаменитом Ньюпортском джазовом фестивале в августе 2019-го. Кстати, второе место на том же вокальном конкурсе занял еще один участник нынешнего «Триумфа джаза», российский пианист и певец Олег Аккуратов. А от мисс Тализ будем ждать непременных сюрпризов: в турне по России сопровождать вокалистку будет джазовый оркестр заслуженного маэстро Игоря Бутмана, уж в такой огранке бриллиант ее таланта обязательно заиграет новыми красками и цветами.

Фестиваль «Триумф джаза» в этом году охватит сразу три города. Лорин Тализ

Лорин Тализ

Фестиваль «Триумф джаза» в этом году охватит сразу три города. Игорь Бутман

Игорь Бутман

Пианист и клавишник Роберт Гласпер, выступающий на фестивале в Питере и в Москве — поистине один из самых актуальных лидеров нынешнего поколения музыкантов. Джаз — лишь один из множества ингредиентов его уникального стиля, причем в самом неконсервативном смысле. Три премии «Грэмми» Гласпер получил в категории R&B за альбомы с электронным проектом The Robert Glasper Experiment, но в Москву он привезет свое чисто акустическое трио с контрабасом и ударными (без вокодера и прочих электронных примочек). При этом репертуар ансамбля по-прежнему далек от старого традиционного джаза — последний записанный таким составом альбом под названием Covered включал в себя кавер-версии на таких разных исполнителей, как Джони Митчелл, Radiohead и рэпер Кендрик Ламар. Гласпер называет одним из важнейших своих кумиров трубача Майлза Дэвиса и во многом действительно продолжает его линию развития, впитывая в свою музыку новые современные стили и технологические достижения. Именно Гласперу доверили создание саундтрека к вышедшему пару лет назад полубиографическому фильму Miles Ahead, где исторические записи самого Дэвиса сочетаются с новыми сочинениями в духе размышлений на тему: «А какую музыку писал бы Майлз сейчас, будь он жив?» Жанровые рамки и условности обоим явно неинтересны: в свое Майлз стремился сколотить лучшую рок-группу, а создатели фильма с Гласпером во главе и вовсе украсили финальное выступление бэнда хэштегом #socialmusic. С точки зрения пуристов стиль Гласпера, возможно, и вовсе не джаз, но в то же время на сегодня его музыка — один из самых действенных способов увлечь молодежь джазом.

Фестиваль «Триумф джаза» в этом году охватит сразу три города. Роберт Гласпер

Роберт Гласпер

Еще один хэдлайнер фестиваля, камерунский басист Ричард Бона, или на французский манер Ришар Бона — давний любимчик российской публики, отвечающий ей взаимностью. За время активных гастролей по городам и весям нашей страны он выучил не только обязательные пару фраз на русском, но и названия этих самых городов, которые с радостью и гордостью использует, представляя своих музыкантов. Его выступление — это всегда солнечные (даже если проникновенно-грустные) песни с вокалом на разных языках, включая экзотические африканские, в сочетании с джазовыми гармониями и афро-кубинскими ритмами. Эта музыкальная философия нашла свое отражение и в названии проекта Mandekan Cubano, с которым Бона гастролирует по миру последние несколько лет. При этом неподражаемо виртуозная, «текучая» как ртуть техника игры на бас-гитаре, в которой угадывается влияние кумира многих нынешних басистов Жако Пасториуса, никогда не выпячивается на передний план, а подчиняется общему ансамблевому звучанию.

Фестиваль «Триумф джаза» в этом году охватит сразу три города. Ричард Бона

Ричард Бона

Два концерта в Москве даст немецкий трубач Нильс Вюлькер со своей группой. Весьма титулованный музыкант у себя на родине, за пределами Германии он, пожалуй, менее известен, чем его коллега по инструменту Тиль Брённер, но зато более верен инструментальному джазу, чем поп-вокалу, хотя и тяготеет к электронным примочкам и космическим спецэффектам в духе acid- и smooth-джаза. За два десятилетия активной карьеры он успел выпустить десяток альбомов под собственным именем и посотрудничать с такими выдающимися именами джазовой сцены, как Ли Ритенаур, Дэйв Грусин, Донни Маккаслин и Дэйв Даглас. Прошлогодний альбом Decade Live стал первой концертной записью Вюлькера и своего рода переосмыслением материала, набравшегося за последние десять лет. Здесь репертуар и творческий путь трубача и композитора предстает в своем развитии от минималистичного акустического саунда к осязаемым песенным мелодиям и включению хип-хоп-битов. Открытая атмосфера и энергетика живого выступления с непосредственной реакцией публики позволяют оценить, на что способны солисты и вся команда в целом. Не исключено, что камерная обстановка джазового клуба сможет более полно раскрыть звучание группы, чем просторный концертный зал Дома музыки.

Фестиваль «Триумф джаза» в этом году охватит сразу три города. Нильс Вюлькер

Нильс Вюлькер

Среди российских участников фестиваля стоит выделить признанного барабанщика Сашу Машина и его новый проект Outsidethebox («вне рамок»), записанный в прошлом году при участии наших джазменов-экспатов трубача Алекса Сипягина (Нью-Йорк) и саксофониста Жени Стригалева (Лондон), симфо-фьюжн-ансамбль Ivanov Vibe Band вибрафониста Иннокентия Иванова и группу ростовского джазового гитариста Евгения Побожего. Сам бессменный организатор и руководитель фестиваля Игорь Бутман помимо выступлений во главе собственного оркестра также даст один концерт в составе квинтета при участии уже упомянутого пианиста Олега Аккуратова. Отдельным дневным событием в Доме музыки пройдет гала-концерт конкурса «Детский Триумф джаза».

Фестиваль «Триумф джаза» в этом году охватит сразу три города. Саша Машин

Саша Машин

Фестиваль «Триумф джаза» в этом году охватит сразу три города. Ivanov Vibe Band

Ivanov Vibe Band

Детали
www.jazztriumph.ru/schedule

Виктор Гарбарук для раздела «Культура», опубликовано: 19 февраля 2019
Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Авто с Яном Коомансом: обзор Mercedes AMG GT 53 4Matic+
Зачем ехать в Мадрид: легенда о русской царевне, концерт Эда Ширана и арт-находки CaixaForum Madrid
Искусство для бизнеса или бизнес для искусства? Интервью с главой арт-коллекции Credit Suisse
Из России с любовью: мировые звезды в нарядах отечественных дизайнеров
Кино недели: «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино
Александр Балуев о новой постановке «Кармен», полиформе и будущем театра

       
©2011—2019 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.