Культура

18 мне уже: международный фестиваль «Триумф джаза» отметит совершеннолетие

С 14 по 18 марта питерских и московских зрителей уже в 18-й раз ждет парад российских и зарубежных джазовых мастеров.

Три оркестра, инструментальные ансамбли, вокал плюс конкурс «Детский „Триумф джаза“» — программа обещает яркую палитру жанров и эмоций.

«Триумф джаза» впервые состоялся в далеком 2001 году и с тех пор успел представить российской аудитории несметное множество первоклассных звезд — как признанных ветеранов, так и актуальных молодых исполнителей на пути к славе. Например, хедлайнеры прошлогоднего фестиваля на троих заработали за сезон четыре номинации «Грэмми», а контрабасист Крисчен Макбрайд даже стал очередной раз лауреатом престижной премии. В нынешнем году фестиваль Игоря Бутмана остается верен своей беспроигрышной формуле бондовского коктейля «смешать, но не взбалтывать»: пара громких имен из США, проекты «расширенной географии» (на этот раз — Великобритания и Япония) и достойные «свои» коллективы.

18 мне уже: международный фестиваль «Триумф джаза» отметит совершеннолетие. Игорь Бутман

Игорь Бутман

Главным хедлайнером станет трубач Рой Харгроув и его квинтет. Сегодня ему уже почти 50, но на джазовой сцене он появился в составе так называемого поколения «молодых тигров», которое в 90-е годы пришло на смену «старым львам». Пьеса Roy Hargrove на незамысловатый мотив из трех нот открывала альбом «Young Lions & Old Tigers» Дэйва Брубека, где пианист каждому из гостей (включая того же Макбрайда и еще одного «триумфатора» — саксофониста Джошуа Редмана) посвятил мелодию, обыгрывающую звучание его имени. Не менее почетным было сотрудничество Роя с великим гуру клавиш Херби Хэнкоком на альбоме-трибьюте Майлзу Дэвису и Джону Колтрейну Directions in Music: Харгроув выступал «в роли» Майлза, а Трейна в квинтете замещал Майкл Бреккер.
Премия «Грэмми» за эту запись стала для Роя уже второй после афро-кубинского альбома Habana.

Помимо этого, Харгроув сотрудничал с соул-вокалистами Эрикой Баду и D’Angelo, рэпером Common и другими разноплановыми исполнителями. Фанк, грув, госпел, хип-хоп-речитативы — все это нашло место в работах его собственного проекта The RH Factor (изобретательное название обыгрывает инициалы Roy Hargrove и термин «резус-фактор»). И, конечно же, в меню никуда без чистого, неразбавленного джаза — к Уинтону Марсалису в джаз-оркестр Линкольн-центра просто так не попадешь. Среди самых свежих лидерских работ Харгроува стоит отметить Emergence, дебют в роли руководителя собственного биг-бенда, и энергичный квинтет на альбоме Earfood — да, такой джаз нам нужен!

18 мне уже: международный фестиваль «Триумф джаза» отметит совершеннолетие. Рой Харгроув

Рой Харгроув

Второй американский гость пианист Боб Джеймс — не менее многогранный талант. Широкой публике он известен как автор музыки к комедийному сериалу «Такси», на рекламных постерах к собственным гастролям того периода он даже был изображен за рулем желтого нью-йоркского кэба.
Помимо собственных сочинений он был замечен
в пристрастии к кавер-версиям на киномузыку («Стартрек») и классику (альбомы интерпретаций Рамо, Скарлатти и Баха — полифония на синтезаторах). Записи Джеймса также пользуются огромной популярностью у хип-хоп-исполнителей, которые растаскивают их на сэмплы — композиция Nautilus даже считается одной из самых часто используемых в истории хип-хопа, сэмплов с нее хватило бы на целую двойную пластинку. В джазовом мире он считается одним из первопроходцев fusion и жанра smooth jazz, который среди снобов снисходительно именуется «музыкой для лифтов», а в классификации «Грэмми» фигурировал как Instrumental Pop. На этом поприще Боб заработал несколько премий и номинаций в сотрудничестве с гитаристом Эрлом Клу, саксофонистом Дэвидом Сэнборном и долгоиграющим квартетом Fourplay, который активен с 1991 года и по сей день. Однако с собственными трио Джеймс одинаково убедительно исполнял как авангардный фри-джаз с элементами экспериментальной электроники, так и крепкий акустический боповый мейнстрим (альбом Straight Up с вездесущим Макбрайдом на контрабасе). Так что от приезда Bob James Trio в этот раз стоит ожидать только приятных сюрпризов.

18 мне уже: международный фестиваль «Триумф джаза» отметит совершеннолетие. Боб Джеймс

Боб Джеймс

Еще один формально американский проект — группа пианистки Амины Фигаровой, которая родилась и выросла в Баку, но уже успела пожить в голландском Роттердаме, а после переехала в США учиться в знаменитом джазовом колледже Беркли. Эта космополитичность отражается и в ее композиторских работах, которые охватывают разнообразные ритмы и настроения, сохраняя узнаваемый индивидуальный почерк и живописную кинематографичную образность: океан, волны, чайки, восход луны, путешествия. Характерную отличительную изюминку в саунд ансамбля Амины привносит ее супруг Барт Платто, чья флейта вместе с саксофоном и трубой создает необычные для джаза импрессионистские краски.

18 мне уже: международный фестиваль «Триумф джаза» отметит совершеннолетие. Амина Фигарова

Амина Фигарова

Британский вокалист Тони Момрелл — это джаз, соул и R&B в одном флаконе, его сравнивают с самим Стиви Уандером. При этом он не забывает опыт юных лет, церковные песнопения-госпелы и участие в рэп-группах. Он выступал и записывался с группой всенародно любимой певицы Sade и является ведущим вокалистом acid-джазовой команды Incognito. Параллельно Тони набирает обороты как сольный исполнитель в собственном проекте, для которого сам пишет мотивирующие и жизнеутверждающие песни.

18 мне уже: международный фестиваль «Триумф джаза» отметит совершеннолетие. Тони Момрелл

Тони Момрелл

Японский альт-саксофонист Кен Ота полюбил джаз, услышав Кэннонболла Эддерли, хотя изначально музыка была для него лишь хобби, а по основной специальности в университете он изучал русскую литературу. В США его наставниками стали Винсент Херринг и Кенни Гарретт, так что он знает и ценит традицию от Чарли Паркера до Джона Колтрейна и Уэйна Шортера, но находит элегантные способы преподнести стандарты свежо и современно. Дебютный альбом Кена вышел под названием Swingroove, которое хорошо описывает подход его квартета к ритму: музыканты свободно перемещаются на территории между свингом и фанковым грувом.

18 мне уже: международный фестиваль «Триумф джаза» отметит совершеннолетие. Кен Ота

Кен Ота

Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана является неизменным гвоздем программы на всех фестивалях, исполняя всякий раз новые концептуальные программы. В этом году хозяева площадки подняли планку, пригласив сразу двух серьезных спарринг-партнеров в своей весовой категории: Большой джазовый оркестр трубача Петра Востокова, уже снискавший признание «историческими реконструкциями» (например, репертуар Бенни Гудмена или даже «Щелкунчик» Чайковского в джазовом переосмыслении Дюка Эллингтона) и Эстрадно-симфонический биг-бенд Башкирской государственной филармонии под руководством саксофониста Олега Касимова, который успел подкупить публику летнего фестиваля в Сочи самобытными «Джазовыми байками» и участием башкирского духового инструмента под названием курай.

18 мне уже: международный фестиваль «Триумф джаза» отметит совершеннолетие. Большой джазовый оркестр Петра Востокова

Большой джазовый оркестр Петра Востокова

Также свою музыку представят взыскательной публике московский саксофонист Александр Довгополый, играющий на стыке жанров smooth jazz, фанк и фьюжн, и проект басиста Леонида Воробьева, задуманный как трибьют популярной американской «рок-группе с духовыми» Chicago и недавно выплеснувшийся в полноценный альбом Chicagovich.

18 мне уже: международный фестиваль «Триумф джаза» отметит совершеннолетие. Cаксофонист Александр Довгополый

Cаксофонист Александр Довгополый

Детали
https://www.jazztriumph.ru/schedule

 

 

 

13 февраля 2018
Виктор Гарбарук для раздела Культура