Art Weekend в Москве: «Капричос» Гойи и Дали в Пушкинском музее

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры и спецпроектов
Posta-Magazine


В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «„Капричос“. Гойя и Дали», где гравюры Франсиско Гойи из собрания музея представлены вместе с серией гравюр «Капричос Гойи» Сальвадора Дали, в которой от переосмысляет или наполняет новыми оттенками работы своего предшественника.

 
 
Art Weekend в Москве: «Капричос» Гойи и Дали в Пушкинском му...

Экспозиция, расположившаяся

в одном небольшом зале Пушкинского музея, привлекательна именно своей камерностью, которая позволяет в деталях рассмотреть работы двух великих испанцев и вчитаться в комментарии, их сопровождающие.

Выставку открывает автопортрет Гойи — меланхоличный человек лет пятидесяти в цилиндре изображен в профиль и не смотрит на зрителя, в его взгляде чувствуется усталость. Дали помещает его изображение в пространство голой песчаной пустыни, и не сразу бросается в глаза, что барханы, на которых покоится автопортрет Гойи, на самом деле — изгибы тела сфинкса. Глаза мифического существа прикрыты: он спит и видит сны — в которых смешиваются образы, порожденные воображением двух художников. В таком антураже взгляд Гойи как будто меняется, приобретая выражение детского любопытства и даже немного лукавства.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Франсиско Гойя-и-Лусьентес, художник», 1799 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Франсиско Гойя-и-Лусьентес, художник», 1799 г.

Экспозицию составили 82 работы: 41 гравюра Гойи из фондов музея и столько же соответствующих им гравюр Дали из собрания коллекционера Бориса Фридмана, который и выступил куратором проекта. Графический цикл Дали и оригинальный «Капричос» разделяют почти два века, но помещенные в единое пространство, они смотрятся особенно актуально, подтверждая старую истину: по большому счету, человек не меняется. Да и общественные проблемы, несмотря на смену политических режимов, остаются теми же.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Они говорят „Да“ и отдают свою руку первому встречному», 1799 г.
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Они говорят „Да“ и отдают свою руку первому встречному», 1799 г.

Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», 1977 г.

«Убежденный в том, что критика человеческих пороков и заблуждений, хотя и представляется поприщем ораторского искусства и поэзии, может также быть предметом живописания, — писала газета „Диарио де Мадрид“ 6 февраля 1799 года, объявляя о начале продаж „Капричос“ Франсиско Гойи, — художник избрал для своего произведения из множества сумасбродств и нелепостей, свойственных любому гражданскому обществу, а также из простонародных предрассудков и суеверий, узаконенных обычаем, невежеством или своекорыстием, те, которые он счел особенно подходящими для осмеяния и в то же время для упражнения своей фантазии».

Франсиско Гойя. «Капричос», «Он даже так не разглядит ее», 1799 г.
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Он так их донимает», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Он даже так не разглядит ее», 1799 г.

Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Он так их донимает», 1977 г.

Судьба серии офортов «Капричос», над которой Гойя работал с 1793 года оказалась драматичной — едкая сатира на устои общества и человеческие пороки не могла понравиться власть предержащим. Один только этот камень в огород короля и придворных чего стоит: «Светская жизнь — карнавал, где все скрыто маской. Здесь все чужое: платье с чужого плеча, чужой голос, личина вместо лица. Здесь всякий притворяется, все лгут и никто никого не узнает». По требованию инквизиции все листы были изъяты через несколько дней после поступления в продажу, а художник был вынужден принести извинения королю Карлу IV, которому он также передал все офортные доски вместе с непроданными отпечатанными экземплярами и рукописными страницами со своими комментариями.

Над своим «Капричос» Сальвадор Дали работал на протяжении 1973-1977 годов. Взяв за основу офорты соотечественника, он то вводит в них дополнительные персонажи и элементы, то дорисовывает фон, но порой ограничивается лишь раскраской и новыми подписями. Так, к одному из самых известных изображений «Сон разума рождает чудовищ», Дали помимо цвета добавляет символ инь и янь, явно отсылающий к Фрейду, чья теория так увлекала сюрреалистов. Иногда новые подписи звучат иронично, явно стремясь снизить обличительный пафос Гойи. Например, сцена, изображающая молодую женщину, отталкивающую нищенку, в оригинале обозначена словами «Бог ее прости. То была ее мать». Дали продолжает: «А также ее отец». Некоторые подписи Дали развивают оригинальный сюжет в другой плоскости, обращая насмешку в жуткий хоррор, как это происходит в сцене «Кто здесь очарован?», которую Дали называет «Кого насилуют».

Франсиско Гойя. «Капричос», «Брависсимо!», 1799 г.
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Нет», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Брависсимо!», 1799 г.

Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Нет», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Сон разума рождает чудовищ». 1799 г.
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Сон разума рождает чудовищ», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Сон разума рождает чудовищ». 1799 г.

Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Сон разума рождает чудовищ», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Чего только не сотворит портной!», 1799 г.
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Даже чистый кислород на Марсе», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Чего только не сотворит портной!», 1799 г.

Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Даже чистый кислород на Марсе», 1977 г.

В каждой паре гравюр заключены несколько значений и вариантов возможного толкования, которые раскрываются именно в диалоге этих работ. В музейном же контексте эта смысловая игра еще более усложняется, заставляя зрителя постоянно балансировать на грани между прошлым, настоящим и будущим.

Франсиско Гойя. «Капричос», «То вверх, то вниз», 1799 г.
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Как вознесся, так и падешь», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «То вверх, то вниз», 1799 г.

Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Как вознесся, так и падешь», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Погоди! Еще не домазали», 1799 г.
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Пусти», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Погоди! Еще не домазали», 1799 г.

Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Пусти», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Не ори, дуреха», 1799 г.
Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Не ори, дурень», 1977 г.

Франсиско Гойя. «Капричос», «Не ори, дуреха», 1799 г.

Сальвадор Дали. «Капричос Гойи», «Не ори, дурень», 1977 г.

Детали от Posta-Magazine
Выставка работает до 12 марта
ГМИИ им. А.С. Пушкина (главное здание, зал 31), ул. Волхонка, 12
http://www.arts-museum.ru/

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 25 января 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
Элементарные частицы: Алиса Хазанова — о жизни души и бессилии слов
Канны-2017: как Сьюзан Сарандон доказала, что 70 — это новые 40
Голая правда: ню-фотография в эпоху ханжества и селфи
Канны-2017: упражнения в мизантропии Михаэля Ханеке и Йоргоса Лантимоса
Все не так, как кажется: в США состоялась телепремьера нового сезона «Твин Пикса» Дэвида Линча
Не только Янагихара: пять американских писательниц, за которыми тоже стоит следить

       
©2011—2017 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.