Культура

Краут-рок и «рушащиеся новостройки»: что слушать на джазовом фестивале Гете-института?

Джаз все стерпит: в программе 9-го ежегодного фестиваля «Джаз осенью», который пройдет в Москве с 23 сентября по 29 ноября, нашлось место даже краут-року.

Если традиционным джазом вас уже не удивить, то вот вам штука посильней, чем «Фауст» Гете.

Немецкий культурный центр имени Гете вот уже девятый год подряд организует в Москве фестиваль «Джаз осенью», филигранно балансируя на грани (а то и за гранью) неджаза. Актуальная экспериментальная музыка и смелая свободная импровизация неизменно ставились выше вчерашних традиций свинга и бопа. В нынешнем сезоне половина программы официально отведена шумовым коллажам в духе индастриал и краут-рока к полувековому юбилею зарождения будущего ансамбля Faust — в двух выступлениях на сцене появятся трое из участников исторического состава этого эпохального коллектива. Джазовая составляющая будет представлена двумя квартетами более традиционного инструментального состава, но не менее дерзкого творческого полета.

Фестиваль откроет интернациональный ансамбль Oliwood барабанщика Оли Штайдле: ветеран немецкого нового джаза саксофонист Франк Гратковски, лондонский клавишник-электронщик Дэн Николс и специальный гость — американский басист Тревор Данн, известный коллаборациями с великим и ужасным Джоном Зорном и авангардным безумцем Майком Паттоном. Вместе получается коктейль Молотова на грани радикальной свободной импровизации и пост-рока. Позапрошлогодний альбом Euphoria записан иным составом, в трио с электрогитарой вместо клавишника и басиста, но тем не менее отлично демонстрирует нонконформистское тяготение музыкантов к нестандартным, постоянно меняющимся ритмам и мелодическим обрывкам — композиции, заигрывающие с хаосом.

Фото: Domenico Aronica

Oliwood и Тревор Данн

Молодой гитарист Ронни Граупе основал свой ансамбль Spoom полтора десятка лет тому назад и начинал с более «классического» мейнстрима и джазовых стандартов, но со временем перешел к собственным сочинениям сложной, почти академической формы. Альбомы As They Are, Spoom и The White Belt (два последних на заслуженном немецком лейбле Pirouet) записаны еще в трио, но уже демонстрируют этот новый подход к материалу, более удобоваримому в сравнении с «оливудским», хотя не всякая радиостанция решится заполнять эфир такими мелодиями. С растущими композиторскими амбициями назрело и расширение инструментального состава: в прошлом году
с прибытием саксофониста Кристиана Вайднера коллектив перерос в квартет. Бессменную ритм-секцию составляют датчанин Йонас Вестергор на контрабасе и самый юный, но не менее заслуженный участник, 35-летний Кристиан Лиллингер на барабанах.

Фото: Manon Kahle

Spoom

«Фаустовскую» волну первыми оседлают со-основатель и органист краут-колосса Ханс Йоахим Ирмлер с синтезатором, лэптопом и электронными примочками в дуэте с Франком Мартином Штрауссом, он же Ф.М. Айнхайт, на протяжении пятнадцати лет ударник-шумовик из не менее прославленной индастриал-группы Einstürzende Neubauten («рушащиеся новостройки»), чьи главные инструменты — это все тот же лэптоп и подвесные «басовые» пружины. С «геодезическими» звуковыми ландшафтами, возникающими из такой встречи (столкновения?) органа и перкуссии, можно познакомиться на релизе Айнхайта и Ирмлера Bestandteil («составная часть», «деталь»). Мелодические вкрапления в канве величественных полотен шума и грохота. Созидание и разрушение, монтаж и демонтаж. Нет красоты без угрозы, нет угрозы без красоты.

Ханс Йоахим Ирмлер

Еще больше «объектов» и «компонентов» намешано в выступлениях команды faUSt (большими буквами выделяется английское us — «мы») под предводительством двух участников «золотого» состава Faust прошлого века. Австрийский берлинец барабанщик Вернер Zappi Дирмайер отвечает за ударные, перкуссию, стальные листы, перфоратор, двухсотлитровую бочку, бетономешалку и прочие «подручные средства». Осевший в Германии француз Жан-Эрве Перон (также выступающий с дадаистскими перформансами как art-Errorist) играет на басу, трубе, поет и декламирует не менее авангардные тексты. Соображать на троих этим отцам-основателям в гастролях последних лет и в московском концерте помогает на гитаре и синтезаторе Амори Камбюза из пост-рок-команды Ulan Bator. Все вместе они участвовали в записи альбома C’est Com…Com…Compliqué десять лет назад, после чего Дирмайер и Перон выпустили еще три пластинки с разными составами, включая jUSt (или Just Us) и Fresh Air. Главной отличительной чертой (и единственной константой) их причудливой и хаотической эволюции остается ни на кого непохожее звучание и непредсказуемость. Приготовьтесь, будет странно!

Фото: Jan Lankisch

faUSt

Детали
23 сентября, 14 октября, 6 и 29 ноября. Культурный центр «ДОМ»
www.goethe.de/ins/ru/ru/ver.cfm?fuseaction=events.detail&event_id=21650574

20 сентября 2019
Posta-Magazine для раздела Культура