Art Weekend в Москве: скульптурная поэзия Аделаиды Пологовой

 
Инна Логунова
Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры и спецпроектов
Posta-Magazine


В Третьяковской галерее на Крымском валу проходит выставка Аделаиды Пологовой «Иди и след мой сохрани» — блестящего скульптора поколения шестидесятников, чьи работы с полным правом можно назвать застывшей поэзией.

 
 
Art Weekend в Москве: скульптурная поэзия Аделаиды Пологовой...

Аделаида Пологова. «Колыбельная», 1988 г.
Третьяковская галерея

Небольшая выставка,

на которой представлено полсотни скульптур разных лет, оставляет впечатление интимного разговора о самом важном: любви, материнстве, красоте.

Первое, о чем думаешь, когда видишь скульптуры Аделаиды Пологовой (1923–2008), — это об их удивительной теплоте и человечности: они созданы художником, который чувствовал и понимал жизнь гораздо тоньше и глубже, чем многие. Внутренняя гармония соединяется в них с совершенством формы.

При входе в зал нас встречает женщина с ребенком на руках — деревянная композиция 1987 года «... Иди и свет мой сохрани». Одно из самых известных и пронзительных произведений Пологовой, которое и дало название выставке, поражает практически тактильным ощущением беззвучного разговора между женщиной и младенцем. В ней есть что-то от рублевской «Троицы» и архаичных идолов одновременно. Эта скульптура посвящена памяти матери художницы, которая умерла, когда та была еще подростком.

Аделаида Пологова, «Иди и след мой сохрани», 1987 г.
Третьяковская галерея

Аделаида Пологова, «Иди и след мой сохрани», 1987 г.
Третьяковская галерея

Материнство — одна из больших сквозных тем в ее творчестве. В 1956 году появилась первая скульптура, посвященная сыну, Алеше Письменному. Названная «Рождение», она изображает младенца головой вниз на каркасе из досок, напоминающих человеческие ребра. Лаконичный образ, в котором заложено все: и физиологический акт рождения с сопутствующими ему счастьем и страданием; и любовь, живущая в сердце; и жестокость мира, с которой придется столкнуться ребенку.

Аделаида Пологова работала с разными материалами: деревом, бронзой, кованой медью, майоликой, терракотой, известняком, стеклом — которые в ее руках неизменно приобретали какую-то мягкость, плавность, текучесть, словно меняя свои физические свойства. Ее керамика по духу напоминает сказки Андерсена и итальянские фрески Раннего Возрождения, в дереве как будто слышатся отголоски друидских культов, а в бронзе и меди проскальзывает ироничная улыбка «галантного века».

Аделаида Пологова. «Весна на Оке», 1988 г.
Третьяковская галерея

Аделаида Пологова. «Весна на Оке», 1988 г.
Третьяковская галерея

Каждая из ее работ звучит, вступая в диалог со зрителем или позволяя ему услышать внутренний монолог. Это ощущается и в автопортрете 1977 года, в котором Пологова изображает себя в минуту отдыха с небольшой скульптурой в руках; и в портрете художника и поэта Бориса Кочейшвили, который с увлечением объясняет что-то невидимому собеседнику; и в «Пловчихе» (1973), которая, кажется, всем своим видом говорит: «Ну посмотрите же на меня, хороша, до чего хороша!»

Аделаида Пологова. Автопортрет, 1977 г.
Третьяковская галерея

Аделаида Пологова. Автопортрет, 1977 г.
Третьяковская галерея

«Искусствовед В.А. Лебедев и его Муза», 1981 г.
Третьяковская галерея

«Искусствовед В.А. Лебедев и его Муза», 1981 г.
Третьяковская галерея

Скульптуры Пушкина и Гоголя, выполненные в 1990-е годы, при всем обобщении, у Пологовой — очень личные образы: в чем-то реальные люди, в чем-то — литературные персонажи или герои театральной инсценировки. Ее работам вообще присуща театральность в лучшем смысле этого слова: когда из условности рождается живое переживание и возникает ощущение сопричастности чему-то большему, одновременно земному и трансцендентному.

Аделаида Пологова. «Н.В.Гоголь», 1993 г.
Третьяковская галерея

Аделаида Пологова. «Н.В.Гоголь», 1993 г.
Третьяковская галерея

Одни из последних произведений — парные фигуры «Короля» и «Королевы» 2002 года, собранные из листов меди, стали и стеклянных банок. Трудно поверить, что их автору на тот момент было 79 лет: вся та же легкость, искрометный юмор и изобретательность. Несмотря на не такую уж легкую профессиональную и личную судьбу, Аделаида Пологова обладала редким талантом счастья — и это именно то, ради чего стоит прийти на выставку.

Аделаида Пологова. «Король» и «Королева», 2002 г.
Частная коллекция

Аделаида Пологова. «Король» и «Королева», 2002 г.
Частная коллекция

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 5 февраля
Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу, Крымский вал, 10, зал 38
www.tretyakovgallery.ru

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», опубликовано: 11 января 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
Элементарные частицы: Алиса Хазанова — о жизни души и бессилии слов
Канны-2017: как Сьюзан Сарандон доказала, что 70 — это новые 40
Голая правда: ню-фотография в эпоху ханжества и селфи
Канны-2017: упражнения в мизантропии Михаэля Ханеке и Йоргоса Лантимоса
Все не так, как кажется: в США состоялась телепремьера нового сезона «Твин Пикса» Дэвида Линча
Не только Янагихара: пять американских писательниц, за которыми тоже стоит следить

       
©2011—2017 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.